«Распутная» экспозиция

В небольшом зале размещены подлинные экспонаты из фондов музея, среди которых наличник с дома Распутина в селе Покровском, фотографии «Гришки», рукописный акт о сожжении его тела. Жутковатое впечатление производит следственный фотоальбом «Убийство Распутина». На черно-белых снимках с судебной беспристрастностью запечатлены мельчайшие подробности изуродованного трупа. Да, сейчас каждый школьник знает, что Распутин свою жизнь отдал «с боем»: не брали живучего сибирского мужика ни яд, ни пули, ни вода. Но знать – одно, видеть своими глазами – другое.
Центром экспозиции стали восковые фигуры, «разыгрывающие» сцену убийства, – последнюю трапезу Григория со своими убийцами, – князем Феликсом Юсуповым, депутатом Владимиром Пуришкевичем и кузеном императора Николая, великим князем Дмитрием. Для того чтобы максимально воссоздать атмосферу, гостей выставки угощают пирожными и любимым вином «старца» – мадерой (само собой, без ядовитой «начинки»).
То, что выставка так невелика, неслучайно. Практически все, что о Распутине известно придирчивым историкам, основано на рассказах очевидцев, народных байках, документальных же свидетельств осталось крайне мало. В основном первоисточником этих самых «баек» был сам Распутин, который, наводя ужас на весь Петербург своими дебошами и развратом, тем не менее умудрялся продолжать играть роль «божьего посланника» и схимника, пришедшего в мир с благой целью. Забавно, что петербургская элита, а особенно впечатлительные аристократки, наперебой стремились попасть на прием к Распутину. На выставке есть фотография «Распутин со своими поклонницами» – неопрятный бородатый мужик в подряснике окружен прекрасно одетыми дамочками, которые явно боготворят своего эксцентричного наставника.
Полная загадок жизнь Григория Распутина до сих пор будоражит не только умы российских ученых, понаписавших о нем немало спорных трактатов, но и людей, вообще не имеющих отношения ни к историческим исследованиям, ни даже к России. К примеру, известный «страшила» от хард-рока Оззи Осборн вдохновился на создание бродвейского мюзикла «Распутин» и даже как-то приезжал на родину своего героя с «изысканиями». Впрочем, он никого этим особо не удивил: к тому, что у Осборна «не все дома», все уже давно привыкли.