Спортивные миллиарды

Губернаторское вето, наложенное на закон о целевой программе «Развитие физкультуры и спорта в Санкт-Петербурге на 2003–2006 годы», послужило поводом для появления многочисленных слухов довольно резкой направленности. Одни называют программу неконкретной. Другие вообще полагают, что в ее бюджет заложены деньги исключительно для чиновников городского спорткомитета. Словом, эта программа будто бы имеет к физкультуре весьма условное отношение. Корме того, высказывались упреки в адрес авторов проекта академика Виталия Шейченко и профессора Александра Павлия. Впрочем, именно им приходилось сглаживать противоречия и острые углы в законопроекте, появлявшиеся на пути его прохождения по различным инстанциям, в том числе по тринадцати отраслевым комитетам городского правительства.
При более тщательном ознакомлении с этим законом подобные догадки отпадают. Во-первых, потому, что закон как раз и является адресной программой помощи школам, бюджетным спортивным обществам и клубам. Во вторых, потому, что, согласно статьям закона, для петербуржцев запланировано строительство целой серии вполне осязаемых спортивных площадок за счет городского бюджета.
Собственно, именно это и стало причиной того, что Валентина Матвиенко отправила закон на доработку. Дело в том, что депутаты городского парламента, внося в закон адреса для целенаправленной помощи учреждениям, находящимся в их избирательных округах, превысили общую сумму бюджета программы на 366 млн. рублей. И в целом на сегодняшний день он составляет
3,8 миллиарда рублей. К слову, подобная программа, реализуемая в Москве, обошлась столичной казне в 20 миллиардов. Другая причина, повлиявшая на решение Матвиенко, заключается в том, что в уже утвержденном бюджете Петербурга на 2004 год попросту не отведено денег на реализацию программы.
Между тем и для чиновников, и для тех, кто занят непосредственно в спортивной области, а по большому счету для всех, кому не безразлично здоровье петербуржцев, совершенно ясно, что непозволительно затягивать принятие закона на неопределенный срок. Достаточно сказать, что порядка 70% тренерского состава в Петербурге с начала девяностых годов не проходили курсов повышения квалификации. А это положено делать раз в пять лет. Сегодня тренер, случись чего, вправе снять с себя любую ответственность, поскольку его деятельность не обеспечена подобными плановыми процедурами.
Кроме того, можно понять и недовольство родителей, которых школы вынуждают покупать отпрыскам спортивное снаряжение, в то время как экипировка зачастую должна предоставляться самим учебным заведением. Возьмем хотя бы все те же пресловутые лыжи, покупку которых семья с небольшим достатком просто не может себе позволить. В результате подростки отходят от спорта по банальным причинам. В законе же на приобретение школьного спортинвентаря и снаряжения заложены конкретные суммы, равно как и каждой школе Санкт-Петербурга отводится определенная финансовая строка на ремонт, строительство и реконструкцию спортивной инфраструктуры. Желающие могут ознакомиться с этими цифрами, попросту открыв приложение к программе.
На строительство же новых сооружений: плавательных бассейнов, многофункциональных спортивных комплексов и других объектов, важных для развития спорта и массовой физической культуры, запланировано 1,7 млрд. рублей.
Когда же город получит зеленый свет? На сегодняшний день выход из создавшейся ситуации возможен – сумма, превышающая изначальные объемы, останется в программе, однако будет значиться уже не строкой городского бюджета, а инвестиционной составляющей.
Доработанный вариант программы планируется рассмотреть на заседании правительства Санкт-Петербурга в марте этого года.
Затем соответствующая поправка появится в городском бюджете. Таким образом, финансирование городского спорта, согласно программе, может начаться уже во второй половине 2004-го. А срок полной реализации программы сдвинется до 2007 года.