«Каскадёры» поневоле

Как удалось выяснить корреспонденту «Версии в Питере», в момент трагедии проходила лишь подготовка к съемке, в ином случае последствия могли быть еще страшнее. В пресс-службе ГИБДД нам пояснили, что водитель грузового «Вольво» двигался от улицы Есенина в сторону проспекта Художников. Все происходило в темное время суток. На проезжей части в крайнем правом ряду был запаркован студийный эвакуатор со специальным легковым прицепом, на котором находилось оборудование с выступом для видеокамеры. Там же был установлен осветительный прожектор, который был направлен навстречу транспортному потоку. Сотрудники съемочной группы находились во второй полосе у эвакуатора. Там на них и был совершен наезд. Действительно, водитель грузовика, по словам милиционеров, находился в средней стадии опьянения, но этот ли факт стал определяющим?
К киношникам формулируют только одну претензию – не было выставлено заграждение, необходимое в такой ситуации. Однако мало кто задается вопросом: насколько реально выполнить эти требования? По словам специалистов в области производства сериалов, в городе в этом смысле творится полный беспредел. Все меньше и меньше хороших профессионалов, а так как «мыльное» производство с каждым годом только увеличивается, то туда приходят зачастую неподготовленные люди с улицы. Для которых многие проблемы в этом «киновареве» почти что неразрешимы.
Оказалось, что добиться в милиции санкции на съемки довольно трудно. Как такового порядка ее получения нет. Вернее, порядок-то есть, только такой, что при его полном соблюдении вся работа остановится. Как известно, сериал тем и хорош, что снимается, что называется, «с колена», а организационные вещи зачастую решаются лишь на натуре. Отсюда и минимальный бюджет, и количество продукта.
Официальный путь требует заявки в администрацию, затем в ГУВД, оттуда в район, где требуют нарисовать план расположения, раскадровку, а ее зачастую просто невозможно даже представить, потому как все уже решается на месте. По принципу «поехали, а там разберемся». Одна серия снимается от 7 до 10 дней, за это время любой график может сбиться: капризы или болезни актеров, недоделанные костюмы и т.д. И что? Опять подписывать бумажки по полному кругу? И снова платить? При этом, как утверждает один из директоров, просивший не называть его имя, практически на каждом этапе необходимо дать некий «откат». То есть опять лишние расходы. Не считая потерянного времени. Понятно, что в нашей стране, с ее бюрократической волокитой, на подобные согласования уходит не одна неделя.
Поэтому давным-давно все решается «вчерную». Грубо говоря, «чтобы по знакомству прикрыли». Разброс цен, по словам киношников, таков. Охраняющим сотрудникам ППС по 100 рублей в час, плюс начальству от 500 за разовый вариант съемки. Если съемка длинная, то до 200–300 за час. Это что касается ППС. Ребята в салатовых жилетах стоят намного дороже, самое дешевое – 500 рублей в час, остальные гибэдэдэшники по 1000–1500 рублей.
В эфире одного из питерских телеканалов высокие чины ГИБДД заявляли, что в их структуре существует специальная служба, которая занимается подобными вещами. Но, как уверяют представители кинобизнеса, это, мягко говоря, не соответствует действительности. Вроде когда-то в недрах Госавтоинспекции действительно бродила гениальная мысль создать некий коммерческий отдел, куда бы любой желающий поснимать мог подать заявку, заплатить денег и повесить дальнейшие организационные неурядицы на силовые структуры. Вечером заявку подал, а через сутки уже с ветерком и при охране. Тем не менее, чтобы там теперь ни говорили сотрудники милиции, такового отдела нет, вот и приходится все решать «через одно место».
Возможно, кому-то более выгодны «черные» денежные потоки и случайные смерти?! Мало того, говорят, что в ведомстве существует некий внутренний приказ по обеспечению организаций съемок, где нужно пройти 5–6 инстанций, прежде чем получить разрешение снимать даже на тротуаре. Удивительно, но для Ленфильма подобное распоряжение даже не озвучивали.
Еще одна закономерность: пока сериальные деньги дойдут до низа, то есть до самого производства, в кассе уже мало что остается. Поэтому экономят на чем могут, в том числе и на безопасности.
По некоторым данным, один представитель ППС во время трагедии на Северном проспекте все же был. Якобы именно он и вызвал на место трагедии «скорую» и ГИБДД. Но насколько его положение было «легальным», мы вряд ли скоро узнаем, ибо, похоже, у всех рыльце в пушку. Ведь официальные бумаги якобы были, но застряли в одной из многочисленных инстанций. И резонно предположить, что делалось все на личной договоренности.
Следует отметить, что сама компания «Прок» – это бывший довольно известный «Медиа-стелс», на счету которого, в частности, несколько серий «Бандитского Петербурга». А директор «Шахматиста» (по словам одного из представителей кинобизнеса) – госпожа Ольхина, «набившая руку» еще на «Ментах». Поэтому логично предположить, что уж у нее-то все было сделано на высшем уровне. И вряд ли специалист такого уровня, о ней как о директоре только самые лучшие отзывы, допустил бы выезд съемочной группы «без охраны». Однако все это предположения, пусть и вполне реальные, но не подтвержденные фактами.
Вот и хочется задаться вопросом: а не станут ли подобные случаи закономерностью? Ибо предположить возможное развитие событий нетрудно. Силовые структуры себя насколько возможно обезопасят, «стрелочника» найдут всегда. Только вот превентивные мероприятия, скорее всего, сведутся к банальному «закручиванию гаек», а не к выстраиванию нормальной цивилизованной и отлаженной системы сосуществования. А в данный момент как раз заключены договоры и начинается новый съемочный сезон. Питер, как известно, город «сериальный», и съемочные группы на улицах вскоре начнут появляться как грибы после дождя. Кто ответит за их безопасность?