За Путина и против всех!

<z>Муниципальная анархия</z>
Впрочем, плачевный итог закономерен в силу многих причин: от особенностей национального менталитета до еще раз продемонстрированного отношения к муниципалам со стороны городской исполнительной власти.
Последняя, уже не раз нагревавшая своих братьев меньших, и на этот раз внесла лепту в провал выборов. Валентина Матвиенко в заблаговременном обращении к депутатам муниципальных советов пообещала, что в случае, если они совместят свои выборы с президентскими, окажет им всемерное содействие в информировании населения. Расчет был прост: сэкономить на отдельной избирательной кампании и обеспечить необходимую 20-процентную явку избирателей, многие из которых, не случись выборов главы государства, про местное самоуправление и не узнали бы.
Шестьдесят три из ста одиннадцати муниципальных округов клюнули на призыв Матвиенко… Однако ж губернаторские увещевания об информационной поддержке, похоже, не возымели вообще никакого практического воплощения. Информационный вакуум прервался разве что парой дискуссий в местном телеэфире, интересных, пожалуй что, узкому кругу специалистов. К слову, незатейливый рекламный ролик или плакаты, доходчиво агитирующие население выбирать местную власть, сделали бы гораздо больше…
В итоге, приходя отметиться за президента, петербуржцы внезапно получали белую портянку с перечнем в полтора десятка неизвестных фамилий, напротив нескольких из которых надлежало поставить галочку. Очевидно, не желая вникать в хитросплетения каких-то муниципальных интриг, граждане отделывались, как и подобает в таких случаях, известно каким выбором. Победа в половине случаев кандидата «против всех» стала символом того положения, в котором оказался нынешний муниципалитет. Из шестидесяти трех местных советов лишь восемнадцать избраны в полном составе, еще двенадцать на две трети, в остальных тридцати трех – провал. Стоит также заметить, что каждая подобная кампания обходится муниципальным образованиям в сотни тысяч рублей. На эти деньги они могли бы на подведомственной территории обустроить один, а то и два двора или три-пять детских площадок.
Летом и осенью состоятся очередные выборы и довыборы, а значит, 93 муниципальных округа снова будут вынуждены тратить на избирательные кампании финансы из своих скромных бюджетов. И, грубо говоря, еще 93 питерских двора останутся неблагоустроенными. Вот, собственно, во что обходится Петербургу всемерное содействие исполнительной власти муниципалам.
Кроме того, сегодня нет никакой уверенности, что довыборы могут состоятся, так что количество петербургских дворов, выкинутых в избирательные урны, может явно подрасти.
С другой стороны, низкую активность населения принято объяснять не столько незнанием, сколько, наоборот, печальным опытом. Дескать, разочаровались петербуржцы в системе местного самоуправления: власть эта без полномочий, без денег. Она не способна решить конкретные нужды обитателей этих самых подшефных дворов, начиная от неурядиц в ЖКХ до уплотнительной застройки. К слову, это тоже заслуга старших братьев из Смольного, превративших муниципалитет в декоративный орган, бюджетных средств которого порой и хватает лишь на прокорм своего чиновничьего аппарата.
С другой стороны, здесь стоит обратить внимание на другой факт. Идея местного самоуправления пришла из-за бугра, где муниципальная власть формировалась веками. На далеких, предоставленных самим себе ранчо, вдали от каких-либо ветвей государственного управления это было насущной потребностью. Из числа своих же соседей жители выбирали шерифов для защиты от бандитских нападений, почтальонов для обмена сообщениями и т. д.
В России же, веками существовавшей под пятой абсолютной монархии, привычнее полагаться на царя-батюшку, использовавшего для наведения порядка регулярные мундиры. Не от того ли в нынешней ситуации, голосуя за светлый образ президента, мы как-то и не думали о том, что каждому из нас дали право самому решить свои проблемы в рамках того же двора, квартала и микрорайона?
<z>Чёрным по чёрному</z>
Между тем, пока массы дремлют, отдельные предприимчивые товарищи уже сообразили, что пусть она и плохонькая, зато все-таки власть, и тем более потихоньку крепнет. В ситуации же, когда городская администрация, а за ней и народ игнорируют муниципалитет, эти товарищи давно смекнули, что здесь можно под шумок неплохо набить кошельки: приобщиться к бюджету, использовать местечковое тиранство для выжимания бабок из местных бизнесменов, получать откаты при строительстве и т. д. Словом, все по-взрослому.
А посему битва за вроде как никому не нужные депутатские кресла развернулась с применением всех «прелестей» черного пиара. Причем изобретательные питерские чернушники в отдельно взятых случаях перещеголяли самих себя. К примеру, в муниципальном образовании Лахта-Ольгино одна группировка решила свести счеты с действовавшими на тот момент местными депутатами, издав листовку от некоего союза мусульман Санкт-Петербурга. В послании, якобы от народов Северного Кавказа, выражалась благодарность местной власти за то, что с ней удалось договориться о строительстве жилья для беженцев, мечети, национальной школы, а также магазинов и ресторанов. А вслед за этими листовками в поселках появились люди, которые стали собирать подписи против засилья в районе кавказцев. А под занавес появились листовки, в которых сообщалось, что благодаря своевременному вмешательству инициативной группы удалось избежать второй Чечни под Петербургом. Понятно, что вся эта псевдокампания по изобличению экспансии с Северного Кавказа была направлена всего лишь на дискредитацию действующих депутатов. В другом случае главу этого муниципального образования «прокатили» с помощью листовки, призывавшей спасти ее от тюрьмы. Мол, проворовалась дама, и если граждане не хотят, чтобы пожилую женщину отправили за решетку, нужно ее убрать от греха подальше, то есть не выбирать больше в муниципальный совет. Впрочем, если учесть, что эта самая женщина пыталась защитить единственную в районе баню от увода за долги в частный сектор, тогда становится очевидным, откуда ноги растут. Получается, что оттяпать себе недвижимость сегодня гораздо дешевле не столько в процессе арбитражных интриг, сколько попросту свалив конкурента и избрав нужных депутатов в местную власть.
А вот в центральном районе Петербурга, по сообщению НТВ от 13 марта, жителям приходили именные листовки с просьбой проголосовать за конкретную группу товарищей. Как удалось выяснить корреспонденту «Версии в Питере», они якобы распространялись от лица депутата ЗакСа господина Ананова. Тем самым кое-кто, очевидно, решил поднять свой авторитет. Хорошо еще, что не заручились поддержкой Путина. Впрочем, поговаривают, Ананов имеет к этим непонятно откуда взявшимся листовками некоторое отношение, поскольку, как утверждают злые языки, был заинтересован в том, чтобы протащить своих людей в муниципальную власть Центрального района. А поскольку агитировать ему запрещено, то листовочки якобы имеют неизвестное происхождение. Впрочем, указанные в них товарищи на выборах провалились, так что расчет не оправдался.
Само собой разумеется, осенью мы вновь будем призваны на избирательные участки и наверняка сможем еще раз оценить всю полноту муниципальных баталий. Впрочем, вряд ли это серьезно повлияет на ситуацию, которую некоторые партии правого толка характеризуют как окончательных крах существующей сегодня в Петербурге системы местного самоуправления.