Кто чертит судьбу Петербурга…

Мечты о плане
Однако на протяжении последнего десятилетия все чаще возникают проблемы, сильно затрудняющие развитие городской инфраструктуры. Суть их, по словам директора института Святослава Ломбаса, заключается в том, что в связи с отсутствием перспективного и текущего планирования развития города проектировщикам начали ставить сиюминутные задачи, решать которые предписывалось к тому же в кратчайшие сроки. Однако работа в данной области не терпит стахановских темпов. Тем более что, сэкономив на копейку, можно потерять миллион, не говоря уже о других потерях (если вспомнить недавнее обрушение столичного аквапарка).
И уж тем более нелепо на этом фоне выглядит положение, когда созданный за считанные недели проект долгое время кочует по многочисленным согласующим инстанциям.
Сегодня эту проблему, похоже, отчасти пытаются решить. Директор института надеется, что в ближайшем будущем, согласно решению правительства, будут разработаны долгосрочные планы развития Петербурга, что позволит проектировщикам заблаговременно приступить к работе. Кроме того, 16 марта на заседании правительства Валентина Матвиенко поручила Комитету по строительству создать систему, которая позволит существенно сократить сроки согласования строительных проектов. Также губернатор поручила подготовить письмо премьер-министру Михаилу Фрадкову о необходимости ликвидации ряда дублирующих друг друга государственных структур.
Дороги и реки
Что касается текущей деятельности ЛГИП, то на сегодняшний день это огромное поле приложения усилий. По проектной документации института строятся участки кольцевой автодороги. Ему принадлежит авторство таких объектов, как Ушаковская развязка и инженерный проект Западного скоростного диаметра, который существенно разгрузит транспортные потоки из Морского порта. У института есть решения проблем автодвижения по Обводному каналу, Ленинскому проспекту, Приморскому шоссе. На сегодняшний день более трети из 70 крупных городских автомагистралей исчерпали свою пропускную способность. То же касается пригородных трасс на Зеленогорск, Выборг и т.д. Проектов громадье, но пока автомобилисты по-прежнему тратят время и нервы в дорожных пробках.


Другой злободневной темой для Северной Венеции является чистота ее водных просторов. Этим летом обязательно найдутся те, кто рискнет искупаться в городской черте. Однако отважным пловцам стоит напомнить, что порядка 20–30% процентов хозяйственно-бытовых отходов Петербурга, и в частности тех, которые скромно называют отходами жизнедеятельности, поступает в городские реки без всякой очистки: Неву, Оккервиль и пр. Словом, в процессе принятия водных процедур, к примеру, на берегах Невы подцепить какую-нибудь заразу можно запросто.
Разумеется, на сегодняшний день в Петербурге существует ряд сооружений, функция которых – очистка сточных вод Петербурга. Но их недостаточно. Поэтому в 2007 году, рассказывает Святослав Ломбас, войдет в строй запроектированный Ленгипроинжпроектом главный канализационный коллектор, который станет пропускать примерно миллион кубометров сточных вод в сутки. В итоге очистке подвергнется порядка 90% городских стоков. Этот показатель высокий даже для мегаполисов в развитых странах.
Затем уже очищенные потоки будут поступать в Финский залив в районе Ольгино. К слову, уникальность коллектора состоит в том, что его трубы – диаметром четыре метра! – проложены с перепадом глубин 10–80 метров от поверхности земли. И вода течет по ним под давлением «воздушной подушки». Подобная система существует только в Гамбурге, но ее масштабы в несколько раз меньше.
Осадки же, которые образуются в результате очистки сточных вод, с недавних пор начали сжигать на специальном заводе. Это, конечно, дорогое удовольствие, но создание могильников для захоронения отходов сегодня уже невозможно. В противном случае город окажется в кольце отбросов. Скоро начнет работать и второй запроектированный ЛГИПом подобный завод, его первая очередь уже запущена.
Впрочем, помимо сточных вод, в Петербурге на сегодняшний день возникли проблемы и с водой питьевой. На некоторые новые районы города, такие как периферия Юго-Запада, городской водопровод не был рассчитан. И теперь в них наблюдается водный дефицит. Поэтому Ленгипроинжпроектом была запроектирована, а к 2006 году, как обещают власти, будет построена еще одна городская станция аэрации, оснащенная современными очистными сооружениями. Она станет пропускать примерно 1млн. 700 тыс. кубометров воды, что позволит без помех продолжать строительство на окраинах и в пригородах Санкт-Петербурга. Кроме того, по всему городу на сегодняшний день идет реконструкция водопроводной системы. Невскую воду теперь будут очищать вместо хлорки ультрафиолетом. Новшество планируют ввести уже в 2005 году.
Еще одна идея института связана с давно прогнозируемым в городе нововведением. В воздухе уже давно витают замыслы: снизить нормы потребления воды. На сегодняшний день в Петербурге они в два раза больше европейских стандартов. Однако столь полезное дело, как экономия, чревато негативными последствиями, поскольку городской водопровод рассчитан на большие объемы. А если потоки уменьшатся и, соответственно, будут двигаться по трубам с более низкой скоростью, то в результате дело закончится цветением воды и прочими застойными явлениями, которые могут весьма негативно отразиться на здоровье горожан. В связи с этим в ЛГИП родилась идея проложить внутри уже существующих железных труб более узкие пластмассовые. Тем самым можно избежать еще одной беды – ржавчины. В итоге качество воды станет гораздо лучше по сравнению с нынешним.
В принципе подобного рода проектов множество. И, как всегда, остается ждать решений городских властей, искать возможности финансирования, инвестиций… И здесь хочется заметить, что множество здравых идей так и остаются в коридорах проектных институтов, конструкторских бюро и пр., тогда как вынесенные на суд общественного мнения реализовывались бы скорее, нежели в ходе дискуссий в чиновничьих кабинетах. В канун юбилея пожелаем институту стать более открытым обществу и, в частности, петербуржцам.