Честь в избирательной урне

<z>Антон Кляпин, председатель Адмиралтейского районного Союза инвалидов и ветеранов Афганистана и Чечни: «Исторический подлог»</z>
Фильм оставил двойственное впечатление. Посмотрев первую серию, разволновался, нахлынули воспоминания, созвонился с ребятами… Однако затем отдельные кадры начали вызывать раздражение. Мне, как профессиональному социальному работнику с высшим психологическим образованием, захотелось разобраться, и, отключившись от своих переживаний, стал смотреть на экран как бы со стороны. Стало ясно картина сработала подобно детонатору, вызвав из памяти мои собственные армейские будни. Это от них у меня слезы на глаза навернулись, а не от показного сериального форшмака!
По большому счету, «Честь имею» – исторический подлог. Что бы авторы ни говорили, фильм воспринимается как история героически погибшей роты. Приделывать к этой трагедии эдакий американский хеппи-энд со спасающими всех вертолетами, по-моему, цинично. Режут глаз и не слишком похожие на Чечню пейзажи окрестностей Новороссийска, и работа оператора, который вообще не понимает, что такое панорамная съемка боевых действий.
Хуже всего получилось финальное сражение. Ну не ходят боевики в атаку густыми цепями, наподобие колчаковцев из «Чапаева»! Если предположить, что кучка обкурившихся придурков все же выскочит под пулемет, их положат в секунды, а тут наши чуть ли не в упор мажут, да и сами все время норовят в полный рост вскочить. И если кто-то подорвется на мине, остальные к нему всей толпой не кидаются – мины-то обычно не по одной ставят!
По-моему, постановщики сериала в погоне за рейтингом просто недопоняли, какая страшная вещь – война. Вот и снимают компьютерную игрушку, вставляя в нее для адреналина кадры, где несколько солдат картинно и по-киношному умирают. Поверьте, в бою гибнут куда более жутко, порой испытывая нечеловеческие страдания!
С характерами главных героев ситуация обратная. Постоянно находясь перед лицом смерти, человек проявляется, какой он есть. Особенно когда речь идет об офицере, отвечающем за всех своих бойцов. У нас среди командиров были и такие, за которыми можно было идти хоть в пекло, вроде прапорщика моей роты Петра Сауленко. Но порой попадались и совершенные дундуки, как тот подполковник, что сперва нас в окопах на передовой заставлял воротнички подшивать, а как по нему снайпер стал работать, обделавшись, перепутал координаты и на нас огонь танков вызвал. Не дай комвзвода Бородин вовремя отбой, все бы там и остались.
В фильме же все офицеры вроде положительные, но какие-то плоские, незапоминающиеся. Командир роты то истерики закатывает, то, попав на Невский проспект, комплексует, как новобранец из глухой деревни. Думаю, сейчас надо снимать о войне фильмы, где и плохое обличается, и подвиги показываются достойно. Чтобы те, кто служит или пойдут в армию, знали, кому и ради чего они отдают годы своей жизни.
<z>Павел Бадыров, предприниматель, исполнитель роли прапорщика «Квазимодо:» «Не хватило времени»</z>
Когда я прочел сценарий, сразу подумал: «Наконец-то об армии и Чечне снимут правду!» Впечатление оказалось столь сильным, что сразу же согласился ехать в Новороссийск, не думая ни об оставленных в городе делах, ни тем более о деньгах. По-прежнему считаю идею фильма абсолютно верной. Показывались люди, которые, понимая, что шансов нет, что живут в несовершенной стране и служат в несовершенной армии, все равно делают свой выбор. «Упираются рогом» и встают на пути бандитов. С другой стороны, зрители должны были увидеть, как со смертью каждого отдельного человека не просто слетает фигурка с экрана, будто в тупых боевиках, а гибнет целая Вселенная. Это, я считаю, удалось, прежде всего в эпизоде вручения похоронки матери погибшего десантника.
А вот последний бой 6-й роты, по-моему, показан не слишком внятно. Одной неполной серии из четырех для него, на мой взгляд, оказалось недостаточно, а больше не получилось, так как из первоначального сценария в фильм вошло далеко не все.
Плюс не сориентировались, что среди актеров много совсем молодых ребят, которые не то что форму раньше не носили – в школе учились, когда начальную военную подготовку уже отменили. По уму следовало дать им привыкнуть, пострелять, побегать в форме, да с боевой выкладкой – там пластика совсем другая. Но не хватило времени – для съемок боевых эпизодов под Новороссийском выделили всего месяц. Что касается концовки с появлением разогнавших боевиков вертолетов, то, кажется, это сделали под давлением телевизионщиков, которые сочли, что финал должен быть оптимистическим.
Ну и с привязкой к 6-й роте, наверное, стоило быть поделикатнее. Мною и многими членами съемочной группы фильм воспринимался как некое посвящение ее подвигу. В этом случае тональность рекламной кампании, представлявшей картину едва ли не в виде документальной ленты, на мой взгляд, была выбрана неверно. Если расценивать фильм именно как посвящение, наверное, имело смысл дать в титрах список погибших или какие-то слова, обращенные к их памяти.
<z>Виталий Носков, писатель, участник боевых действий в Чечне, кавалер ордена Мужества: «Даже к теме смерти подошли поверхностно»</z>
Гибель 6-й роты Псковской воздушно-десантной дивизии — до сегодняшнего дня это неразгаданная тайна, к которой по сей день приковано внимание всей российской общественности. В стране знают об их подвиге, но вопрос, почему роте не была оказана помощь, так и остался без ответа, породив разного рода догадки, одну хуже другой. Делать кино об этих событиях или даже «по их мотивам» – ответственность особого рода. Ведь фильм обязательно будут смотреть родители, жены, все близкие тех, кто погиб в том страшном бою.
Сериал «Честь имею» лично у меня не вызвал никаких переживаний. Сегодня, когда уже тысячи военнослужащих, милиционеров прошли через Чечню, подобная подача фронтового материала обижает своей безответственностью. Даже к теме смерти и то подошли поверхностно. Числов едет сопровождающим «груза 200» по горной дороге, в кузове машины рядом с ним уже одетое в цинк тело его солдата... Но те, кто был в Чечне, знают, что сначала погибших кладут на носилки, обертывают фольгой, потом ты, сопровождающий, доставляешь останки в Ростов-на-Дону – в Центр Погибших. И только там происходит самое главное: специально обученные военнослужащие готовят тело к отправке на родину — «закатывают в цинк». И я сам так сопровождал павших друзей.
Очень бледно на фоне настоящих десантников смотрится большинство исполнителей главных ролей. У фронтовых офицеров особая энергетика, которая у собранных актеров напрочь отсутствует. Персонаж Лазарева мало напоминает боевого, обстрелянного командира.
Хуже всего получился конец фильма. Когда, разя огнем боевиков, появляются «вертушки», то ничего, кроме горькой улыбки, это не вызывает. Если в основе сюжета гибель 6-й роты, то зачем режиссеру лакировка действительности в стиле 30-х годов, когда почти все главные герои живы и счастливы в ожидании грядущих выборов президента? Мне известно, что мать командовавшего десантниками подполковника Марка Евтюхина, посмотрев фильм «Честь имею», так и не поняла, кто в этом сериале причастен к судьбе ее сына. Фильм откровенно разочаровал и ее, и многих других.
<z>Борис Подопригора, полковник, заместитель начальника отдела внешних сношений Ленинградского военного округа, соавтор сценария фильма «Честь имею»: «Самой большой потерей стал эпизод с освобождением рабов»</z>
Работа над картиной шла непросто, и фильм до сих пор вызывает ожесточенные споры. Кто-то в восторге, другие, включая, к сожалению, некоторых родственников и товарищей погибших десантников, наоборот, возмущены. Но все же полагаю, что коль реакция столь бурная, мы работали недаром. Полное равнодушие было бы гораздо хуже.
Мне думается, в картине удалось во всей сложности, но без очернительства показать внутриармейские отношения. Люди увидели, что даже в нынешней российской армии есть нечто, благодаря чему главный герой отказывается от красивой жизни. Хотя, конечно, и тут есть разные мнения. Некоторые считают, что все дело в особенностях характера и коммерческой деятельности несостоявшейся подруги капитана Числова. Не работай она с чеченцами и не будь столь решительной коммерсанткой, сразу дающей понять, кто тут главный, может, комроты и не устоял бы. В общем, непросто все получилось. И, возможно, благодаря этому удалось поймать на столь романтичную историю зрителей обоих полов. Мужикам фигура актрисы Жени Крюковой очень приглянулась, а женщины, наоборот, Числову сочувствуют.
Конечно, некоторые эпизоды, на мой взгляд, оказались в фильме напрасно. Наверное, не стоило заставлять персонажей говорить о Путине словами дикторов ОРТ. Вызывает справедливые вопросы конец со спасением главных героев и слишком пафосной сценой в больнице. Слишком упрощен полевой командир Хамзат. Ушла из сценарного замысла реальная история с воевавшей на стороне сепаратистов снайпершей. Не какой-нибудь полумифической прибалткой в белых колготках, а обычной девчонкой, жившей возле метро «Удельная» и отправившейся на войну подзаработать. Да и само название «Честь имею» явно вторично. Мало того, что в лоб, так еще и точно так же называются две вышедшие ранее книги.
Для меня самой большой потерей стал выпавший из первой серии эпизод с освобождением рабов. Потерялось важнейшее обоснование действий российской армии в Чечне. Ведь мы там воюем и за уничтожение рабовладельческого строя, который боевики пытаются распространить на другие регионы России. Одно это сразу отметает любые параллели между войной в Чечне и, скажем, американской агрессией против Вьетнама или Ирака. Согласитесь, случаев, чтобы вооруженные формирования этих стран захватывали часть территории США не отмечено, тогда как басаевское вторжение в Дагестан в 1999 году – несомненный факт.
Отсутствие линии с рабами делает позицию главного героя в разговоре с Хамзатом менее убедительной, но думается, еще не все потеряно. Раз и Числов, и Хамзат остались живы, возможно, их поединок будет продолжен в следующей картине.
<z>Наверное, «Честь имею» мог действительно стать очень хорошим фильмом. Если бы организаторы съемок подобрали нормальных исполнителей, не пренебрегали деталями фронтового быта, не привязывали натужно-оптимистичную концовку вместе со светлым образом президента, а главное – не пороли горячку… К пятой годовщине последнего боя псковской роты память о ее солдатах была бы увековечена вполне достойно. Однако, похоже, кому-то хотелось успеть именно к четвертой годовщине, что так удачно совпадает с президентскими выборами. Достаточно вспомнить, что продюсером картины является некогда обеспечивавший безопасность вице-мэра Путина и до сих пор близкий к нему глава охранной фирмы «БалтикЭскорт» Роман Цепов.
Несомненно, если ранее чуравшийся всякой публичности Роман Игоревич вдруг пожелал выйти из тени, выступив пиарщиком бывшего объекта охраны, никакого криминала тут нет. Правда, сам господин Цепов в беседе с нашим корреспондентом категорически отрицал всякое отношение фильма к президентским выборам. Свое утверждение Роман Игоревич аргументировал отсутствием необходимой рекламы и нежеланием генералитета содействовать съемочной группе. Однако после привлечения к съемкам 7-й дивизии ВДВ, показа картины в прайм-тайм по РТР и хвалебных публикаций в «Красной Звезде» в это верится с трудом. И уж в любом случае солдатские могилы – не самая лучшая сценическая площадка для раскрутки даже президента России.</z>