На сцене – «дядя Ваня»

И вот перед очередной схваткой на помосте появился весьма экстравагантный судья. Одет он был в яркую русскую косоворотку, а голову персонажа украшал картуз с малиновым околышем. Довершали удивительный портрет лакированные сапоги и большой боцманский свисток. Впрочем, арбитр-оригинал отнюдь не собирался ограничиваться функциями простого «служителя Фемиды». Он раскланялся перед зрителями и неожиданно громко крикнул: «Парад-алле!» Оркестр грянул туш, а на ковре стали появляться участники чемпионата. Выход каждого борца новоявленный конферансье сопровождал полной «визитной карточкой» атлета, сдабривая комментарий шутками-прибаутками. Надо ли говорить, что господа и дамы, собравшиеся в этот летний вечер у помоста, были в восторге от такого сюрприза. Публика сопровождала аплодисментами каждый раскатистый возглас: «На помост приглашается Черная маска!» Одним словом, нынешняя звезда ораторского мастерства в ринге, популярный заокеанский ведущий боксерских шоу Майкл Баффер может отдыхать.
Неблагодарная история не сохранила фамилий чемпионов того питерского турнира, а вот имя ведущего навсегда осталось в памяти спортивных болельщиков. Автором новинки оказался борец, ученик легендарного доктора Краевского, студент юридического факультета петербургского университета Иван Лебедев.
За актерское мастерство, умение красиво подать себя и других молодой человек получил чеховское прозвище «Дядя Ваня». Ни один чемпионат по французской борьбе в те времена не обходился без «Дяди Вани». Часто зрители интересовались уже не тем, кто из знаменитостей выйдет на ковер, а будет ли в роли ведущего новая звезда эстрады. Имя мастера церемоний (а впоследствии известного драматического актера и художественного руководителя многих русских цирков) все чаще появлялось на афишах гораздо крупнее анонса поединков Ивана Поддубного и других популярных силачей.
После дебюта «Дяди Вани» прошел ровно век, но и сегодня организаторы крупных международных турниров стараются привлечь зрителей на трибуны за счет громких имен. И в этом нет ничего плохого, но только если уж ты обещал публике не просто турнир по художественной гимнастике, а суперзрелище с участием Алины Кабаевой, будь добр обеспечить приезд звезды на соревнования. А то частенько громкие имена, указанные на глянцевых афишах, разительно отличаются от подлинных фамилий, попавших в стартовый протокол. Да, что говорить, вы и сами наверняка можете вспомнить не один пример, когда облапошенный зритель страдал от горе-продюсеров.
Впрочем, и сами звезды стадионов ответственны перед зрителем. Очень важно уметь донести свое искусство до масс и не растратить себя по пустякам.
В этой связи вспоминается случай, произошедший лет шесть назад с известным сочинским боксером Александром Жоржолиани. Он должен был приехать в Петербург на бой за звание чемпиона России. Однако широко разрекламированный поединок на ринге «Конти» так и не состоялся. Причина срыва программы оказалась банальна – за день до вылета из Сочи боксер решил сходить на дискотеку… А там ввязался в драку и сломал руку. Как мужчина, вступившийся за честь девушки, Жоржолиани поступил правильно. А вот как участнику большого спортивного праздника, средневесу нельзя было поступать так легкомысленно. Поклонникам чемпиона пришлось тогда сдавать билеты.
А что? Может, организаторам спортивных мероприятий стоит перенять театральный опыт – заранее объявить о травме главного «актера» и отменить «представление». Как это случилось, к примеру, с Кубком губернатора по конному спорту. Заболели лошадки гриппом, и старты перенесли до лучших времен.