Инвалидов лишают последнего

<z>Мы решали, мы решали…</z>
В пылу борьбы за чистоту рынка в «черный список» попали и лечебно-производственные мастерские для инвалидов, жизненно необходимые для социализации и реабилитации людям с ограниченными возможностями.
В свое время в добровольно-принудительном порядке их вывели из-под опеки районных психоневрологических диспансеров. Возможно, тогда это было к лучшему – особых денег у отечественного здравоохранения не было, и мастерские потихоньку доживали свой век. «Независимость» дала статус коммерческого предприятия и возможность зарабатывать деньги, но лишила льгот по оплате аренды и прочего. К тому же прибыли особой эти ГУПы не приносили, на труде инвалидов заработать нереально (больше энтузиазма, чем выгоды), посему и не удивительно, что мастерские попали под «ГУПную» войну в силу своей нерентабельности. Так что возможное возвращение под крыло Комитета по здравоохранению все приветствовали еще заранее. Кто же мог знать, чем все обернется?
Войну с убыточными ГУПами Валентина Ивановна начала 11 ноября 2003-го, подписав решение об их ликвидации. На этом вся разъяснительная работа и закончилась. С тех пор руководство мастерских, представители общественных организаций родителей детей-инвалидов ходят по всевозможным инстанциям. Единственное, что пока удалось узнать, это то, что мастерские когда-нибудь вновь передадут районным психоневрологическим диспансерам. Но когда?
«В решении ничего не прописано, – говорит директор мастерских при психоневрологическом диспансере Московского района Александр Надеждин. – Что будет с имуществом, что будет с инвалидами? Ничего не известно ни мне как руководителю предприятия, ни главному врачу психоневрологического диспансера».
<z>Гребём всех</z>
Городские чиновники и сегодня продолжают «подвешивать» этот вопрос с упорством, достойным лучшего применения. И мило рапортуют о своих подвигах, огульно равняя все нерентабельные ГУПы под единую гребенку. Не разбирая, кто черен, кто бел.
Вице-губернатор Санкт-Петербурга по социальным вопросам Людмила Косткина мягко журит мастерские за то, что те в свое время выбрали статус ГУПов, и рассказывает, как хорошо тем, кто живет под крылом Комитета по здравоохранению: «Я могу привести прекрасный пример – Колпино. Вот где нужно посмотреть на мастерские. Великолепное здание, с хорошим ремонтом, совершенно новый швейный цех, прачечная новая, ремонт обуви». А все остальные, значит, остались заложниками бюрократической глупости?
Работа в мастерских остановлена, персонал уволен. Главные врачи тех самых диспансеров находятся в растерянности и не спешат комментировать ситуацию. Они пока слабо себе представляют, что делать со свалившимся им на голову имуществом. Да и достанется ли оно им вообще? Или все придется создавать заново? И что будет с помещениями? Ответов нет. И ничего не предпринимается теми, кто поставлен вершить жизнь и благополучие инвалидов.
Впрочем, самое привычное для администрации и чиновников обращение с мастерскими – это выселение за неуплату налогов (или под этим предлогом). К примеру, в 2001 году лечебно-трудовые мастерские Фрунзенского района потеряли 4-этажное здание на углу Обводного канала и Подъездного переулка площадью в три тысячи квадратных метров. А взамен получили «местечко» в трущобах на Салова, такое, что его и СЭС, и Ленэнерго хотят закрыть.
<z>Планов громадье</z>
Тем не менее вице-губернатор Косткина полна оптимизма: «Перед Комитетом по здравоохранению поставлена задача – не потерять лечебно-производственные мастерские для инвалидов. Они должны предусмотреть средства, чтобы привести в должное состояние материально-техническую базу для этих мастерских. Я думаю, что в 2005 году ряд мастерских, конечно, не все и не сразу, поднимем на соответствующий уровень». Однако все это больше похоже на обыкновенный чиновничий популизм, не имеющий под собой никакой конкретики. Так что у мастерских все в будущем – в прямом смысле этого слова, потому как в настоящем ничего нет.