Дороги и подорожники

С дураками пусть борются сатирики. Есть повод вернуться к теме второй важнейшей российской беды. Пожалуй, из каждых ста соотечественников каждые сто разразятся бранью, говоря о дорогах. Но реальные факты из жизни дорожников, равно как и неожиданные домыслы, странным образом попадают в руки общественности и журналистов именно к дате проведению конкурсов и тендеров и сразу после их завершения. И вполне оправданно. Потому что именно в эти короткие периоды обостряется конкуренция, бушуют страсти, «сливается» накопленный ко времени компромат на потенциальных победителей.
Основатель «Дорстройпроекта» Эрик Райский ушел на заслуженный отдых на восьмом (!) десятке лет, столь почтенный возраст располагает к тому, чтобы разговор о его компании не был приурочен к очередному витку информационно-тендерных войн. Нет нужды, считает он, ловить за руку тех, кто, желая вырвать свой кусок у традиционных участников рынка, подсовывает журналистам информацию сомнительного свойства. Безусловно, газетные разоблачения к дате вряд ли собьют с толку и заказчиков, и партнеров. Но есть такое правило: не опровергнутая ложь начинает, как Тень в сказке Шварца, жить собственной жизнью.
<z>Кола, но не пепси</z>
Многострадальная дорога «Кола» в публикациях, посвященных «Дорстройпроекту», поминается едва ли не чаще, чем название самой строительной компании. На первый взгляд, действительно есть от чего прийти в ужас. Казалось бы, опубликована вопиющая информация о том, что из трех необходимых слоев асфальта, предусмотренных нормативами, «Дорстойпроект» уложил лишь один. Но есть обстоятельство, представляющее все в несколько ином свете. «Росавтодор» – главный заказчик всего большего дорожного строительства – не страдает стеснительностью. И если качество дорог, по мнению его Северо-Западного управления, не соответствует нормам, он щедр на рекламации, претензии, иски и прочие методы влияния на бракоделов. Но тут он молчит, как рыба. И никто не задался вопросом: почему? Ларчик, как уверяют в «Дорстройпроекте», открывается достаточно просто: на завершение «Колы» у заказчика просто не хватило денег. И чудо, что тот единственный слой, вопреки всем законам житейского опыта, держится уже больше четырех лет. А «Кола» все это время ждет своих денег. Этот участок нужен не столько области, сколько петербургским дачникам в районе Синявино–Назия.
Несколько иная ситуация складывается с описанными в одной из статей злоключениями журналиста в луже на дороге в Усть-Лугу. Нюанс в том, что достоверных сведений о том, что именно эту лужу «строил» «Дорстройпроект», нет. Фирма действительно строила дорогу в Усть-Лугу. Но только лишь один ее участок – «Гостилицы – Косколово». Но это не единственная дорога к порту, да и не вся. Но к ней нет претензий ни у заказчика, ни у транспортников.
Более того, по официальным данным, «Дорстройпроект» не имеет на сегодня ни одной рекламации на качество своих работ. А вот призов, благодарностей и дипломов, в том числе международных, – десятки.
Как уверяют руководители «Дорстройпроекта», на фирме следят за качеством похлеще любого заказчика. На предприятии существует собственная лаборатория качества строительных работ. По уровню оснащения и актуальности применяемых методик ей нет аналогов в стране.
<z>Магия цифр</z>
То, что налоговые органы всегда найдут к чему придраться, ни для кого не секрет. Примеров подобному немало как в мировой (достаточно вспомнить, что в конечном итоге отправили за решетку Аль Капоне), так и в современной российской истории. Одно дело ЮКОСа чего стоит. И когда в биографии бизнесмена появляются фразы о долге в 360 миллионов рублей и «уголовное дело 367 026», кочующие по публикациям, относиться к ним надо с достаточной осторожностью.
Леонорд Ахназаров, нынешний руководитель «Дорстройпроекта», конечно, не Капоне и не Ходорковский, но и ему достались обвинения в «неоднократном уклонении» от налогов. В отношении Ахназарова налоговая полиция возбудила уголовное дело об уклонении от налогов как против действующего руководителя фирмы. Два арбитражных суда «Дорстойпроект» выиграл. Третий – присудил выплатить спорную сумму налога.
После выполнения решения арбитража исчез и предмет уголовного дела, от которого остался только номер 367 026.
Не очень понятна и ситуация с мифическим долгом «Дорстройпроекта» перед ЗАО «Бецема» и ООО «Новгородский порт». Неизвестно только, кому, сколько и за что задолжали дорожники. Если учесть, что с «Бецемой» у «Дорстойпроекта», по данным компании, вообще не было правовых отношений, то выходит, что строители должны сотни миллионов новгородским портовикам. Такая сумма могла бы возникнуть, если бы песок в порту грузили не речной, а сахарный. 360 миллионов в ценах 1999 года – это потребность «Дорстройпроекта» в нерудных материалах на двенадцать лет вперед!
В качестве альтернативы вышесказанному можно привести другие цифры: более полутора тысяч километров построенных дорог или почти двести миллионов рублей ежегодных налоговых отчислений «Дорстройпроекта».
На этой же чаше весов 13-километровая дорога Мыслино–Зеленец, частично построенная на средства самого «Дорстойпроекта». Благодаря ей Зеленецкий монастырь перестал быть отрезанным от цивилизации большую часть года. На открытии дороги митрополит Петербургский и Ладожский Владимир сказал: «Построенная «Дорстройпроектом» дорога к храму – это один из знаков возрождения веры в Ленинградской области».
Ни в одной из направленных против «Дорстройпроекта» публикаций самый придирчивый читатель не найдет высказываний заказчиков, чиновников или представителей правоохранительных структур с прямыми обвинениями «Дорстройпроекта». А если немного посидеть в сети Интернет или перелистать подшивки городских и областных газет, слов благодарности от губернаторов и глав администраций, заказчиков и политиков – достаточно по каждому объекту.
<z>Вместо заключения</z>
С момента принятия соответствующего закона «Дорстройпроект» получал все свои объекты исключительно по итогам выигранных конкурсов и в результате тендеров. После принятия решения о проведении повторного конкурса по лотам КАД компания получила тот же участок, на котором и начинала работу.
По словам представителей компании, «Дорстройпроект» оказался одной из первых финансово прозрачных компаний. Просто это помогает выигрывать тендеры. И результаты не зависят от смены руководства Росавтодора или губернаторов. В государственных тендерах победу приносят предложенные сроки, цены и требуемое качество. И счет здесь идет на месяцы и миллионы.
Побочным эффектом «прозрачности» являются «белые» зарплаты работников, за каждого из которых идут полновесные отчисления бюджету и фондам.
<z>Множество однотипных публикаций – возможный признак конкурентной войны. Что ж, сильные выигрывают тендеры и судебные иски. Слабые – ищут утешения в подбрасывании журналистам «жареных фактов». Бог им судья. Но Тень должна знать свое место, как говорил Исаак Шварц.</z>