Водичка счёт любит

Справка «Версии в Питере»: фирма EESA была основана в 1994 году в ходе процесса приватизации государственного предприятия ELITEX (г. Ломнице на Попелке). Она закономерно стала преемником изготовителя измерительной техники, производившейся на этом заводе, история которого началась в 1827 году.
Как только все необходимые технические бумаги пересекли границу, совместное предприятие по неизвестным широкой общественности причинам было ликвидировано. Но счетчики-то начали выпускаться! Причем даже под тем же названием – MT200DS. Мартин Коцоурек, генеральный директор EESA, был возмущен таким положением вещей и собирался подать на россиян в суд. Счетчики MT200DS тут же переименовали во «Взлет-ТСР» и дело было замято.
Человек, не обладающий специальными знаниями, при визуальном осмотре чешского и российского изделия не обнаружит практически никаких различий, кроме цветовой палитры приборов. Однако если начать сравнивать эти узлы учета по их техническим характеристикам, то разница станет очевидной. Чешское изделие соответствует всем параметрам и проводит точные измерения.
Изделие российского производства обладает одной, но важной отличительной чертой: расходомеры отечественного варианта MT200DS быстро, если не сказать мгновенно, выходят из строя, выдавая показания, далекие от действительности. Причем, если верить экспертам, односторонне далекие – объем тепла по показаниям счетчиков в несколько раз меньше реально поставленного. В общем, с тем же успехом они могли подсчитывать темпы увеличения поголовья овец в Альпах.
Казалось бы, откуда такое? Ведь для того, чтобы продавать счетчики, их необходимо сертифицировать. Решение проблемы нашлось в Казанском всесоюзном научно-исследовательском институте расходометрии, спецификой которого являются нефть и газ. Причем же здесь приборы учета воды и тепла? Просто, как утверждают в профессиональных кругах, помочь проблему помог работавший во ВНИИРе близкий, очень близкий родственник одного из тех самых молодых и задорных бывших сотрудников НПО «Ленининец», руководителей фирмы-производителя счетчиков «Взлет-ТСР». Родственник трудился в должности одного из заместителей генерального директора Института. Составленные фирмой документы, а точнее практически без изменений переписанная чешская документация на MT200DS, прибыла в Казань, где, как говорят, один зам генерального принес их к другому заму генерального на подпись. Проблем, разумеется, не возникло. Так узлы учета, живущие своей собственной измерительной жизнью, были официально допущены к эксплуатации. С тех пор на территории всей России стоят тысячи замечательных счетчиков. Стоят и считают деньги. Неправильно, но считают. И все это благодаря программному обеспечению, поставленному на приборы фирмой-изготовителем.
В Петербурге счетчики «Взлет-ТСР» выиграли не один тендер на поставку узлов учета бюджетным организациям. Тендеры проводились Комитетом по энергетике, и, по сведениям из авторитетного источника, у конкурентов «Взлета» шансов, по сути, не было. Потому как за внедрение именно этого продукта очень радел один из вице-губернаторов, про которого говорили, будто лоббирует он в администрации интересы так называемого тамбовского бизнес-сообщества. Отметим, что эту должность сторонник «Взлета» уже не занимает. Но нынешний заместитель председателя Комитета по энергетике, не менее активно педалировавший интересы «Взлета», тем не менее продолжает восседать в своем кресле. Несмотря на то, что ситуация в городе несколько поменялась.
С одной стороны, Комитет по энергетике начал понимать, что счетчик, не видящий разницы между одной и десятью тоннами воды, по определению не может считаться адекватным узлом учета. С другой – поставщики тепла настолько заинтересовались «правильностью» работы счетчиков «Взлет», что инициировали их массированную проверку. Ни один из нескольких десятков приборов, проверенных метрологами, не признан годным к эксплуатации. В ближайшее время данные по проверке «взлетовских» счетчиков будут представлены в Госстандарт России. Организация серьезная, а потому столь блистательно начавшаяся карьера молодых и задорных, возможно, неотвратимо приближается к закату…
Остается один вопрос. Если эксплуатация счетчиков «Взлет», установленных в десятках, если не сотнях бюджетных организаций Петербурга, будет запрещена, то их придется менять. Объем затрат можно себе представить. А вот можно ли предполагать, что хотя бы часть этих затрат компенсируют из своих скромных доходов тот самый бывший вице-губернатор и тот самый нынешний чиновник Комитета по энергетике, которые активно лоббировали покупку за казенный счет заведомо некачественных приборов? Или замена «взлетовских» приборов на настоящие счетчики будет произведена за счет самого «Взлета»? Вопрос, судя по всему, риторический.