Извини-подвинься, фабрика «Динамо»

<z>Сперва все было хорошо</z>
Чтобы понять суть проблемы, стоит обратиться к истории. Существовали с некоторых – еще советских – времен в Ленинграде две фабрики. Обе – по одному и тому же адресу: Ленинский проспект, 140. Радующие глаз производственные корпуса там выросли еще в 1987 году, и до некоторых пор их мирно делили между собой Ленинградское швейное производственное объединение «Волна» и фабрика «Динамо», принадлежащее общественно-государственному объединению одноименного Всесоюзного физкультурно-спортивного общества. Время шло, предприятия работали – во всяком случае «Динамо» – весьма успешно, выпуская неплохую продукцию. Во всяком случае, утверждение, что «динамовская» обувь, изготовленная здесь, и сегодня остается удобной и уж точно – поразительно «живучей», никак не является преувеличением. Но пришли иные времена.
<z>А на «Динамо» по-прежнему шили кроссовки</z>
К середине девяностых, точнее, примерно к 1995 году, на некоторые светлые головы на «Волне», к тому времени успевшей преобразоваться в закрытое акционерное общество, снизошло озарение: деньги можно зарабатывать не только производством. А, скажем, используя в коммерческих целях доставшуюся «от прежних времен» недвижимость. Если одни помещения сдать в аренду, а другие выгодно продать, не станет в жизни ни опасных бурь, ни штормовых волн, а только сплошной денежный штиль. Возможно, в числе новаторов была и генеральный директор Людмила Федосина.
Прошло несколько лет, и АОЗТ «Волна» вот-вот может быть официально признано банкротом. Правда, еще в 1996 году Федосина и компаньоны успели оформить права собственности на 5141,7 кв. м производственных площадей на две другие, дочерние, фирмы. Вряд ли эти коммерческие структуры, к которым перешло право на «наследство», создавались без участия фабричного руководства. Кроме того, говорят, что если присмотреться к персональному составу руководителей «Волны», можно выявить достаточно интересные матримониальные связи. Но это так, к слову.
Созданные фирмы, как часто бывало в те времена, занялись не столько производством, сколько сделками с коммерческой недвижимостью. Благо, нехватки в арендных площадях не испытывалось. Кое-что шло на продажу. В результате на месте бывшего швейного производственного объединения «осело» около десятка сторонних коммерческих фирм.
В то же время фабрика «Динамо» на своих площадях продолжала шить кроссовки. Но нашлись предприниматели, которым приглянулась часть производственных площадей. Они, заплатив немалые средства, фактически сочли себя владельцами помещений. Вот только права на них никак не могли оформить: передача продавцом документов для регистрации в Государственное бюро регистрации шла неторопливо и растянулась на длительный срок.
А тут, по некоторым данным, нашлись еще покупатели. И еще. И «мощная» юридическая поддержка в лице некоего господина Леонардова, личности весьма примечательной. К примеру, по оперативным данным, он якобы был причастен к скандалу с криминальным душком вокруг ЛДМ в 2000 году, когда убили одного из владельцев здания.
<z>Ловкость рук?</z>
Кому в результате пришла в голову хитроумная комбинация, которая и была проделана с помещениями на Ленинском проспекте, скорее всего, еще предстоит установить компетентным органам. Которым, хочется надеяться, будет небезынтересно узнать, как в наше время по документам и более того – опираясь на решения судов, можно лишить фабрику занимаемых ею с момента строительства помещений. Но обо всем по порядку. Рассказывают, что в 2001 году «Динамо» оформило права на свои помещения, зарегистрировав их, как и положено, в Городском бюро регистрации. Однако тут – вольно или невольно – и оказалась заложена та «бомба», которая рванула чуть позже.
При оформлении фабрике «Динамо» отошли 60 (!) кв. м «спорных» площадей «Волны». Вроде бы мелочь – особенно если учесть, что «на праве собственности» у фабрики были помещения значительно большей площади – 16 н – 3762,2 кв. м; 14 н – 4136,9 кв. м; 24 н – 2908,7 кв. м; 21, 22, 23 н – свыше 751 кв. м.
А также помещение 13 н площадью 2667,9 кв. м, в котором, судя по всему, и оказались «спорная» территория. Руководство «Волны», праведно возбудившись, вчинило «динамовцам» иск. Суд принял вполне логичное решение: если существуют спорные вопросы, ранее выданные свидетельства о собственности аннулируются, а сторонам предлагают договориться и, что называется, «размежеваться». Но это только сказка быстро сказывается. Особенно – если одна из сторон не слишком заинтересована в конструктивном решении вопроса.
<z>Суды, суды...</z>
В 2002 году дочерняя фирма «Волна-2» неожиданно подала в арбитраж иск на «маму» – АОЗТ «Волна». Скандальный «родственник» добивался признания своих прав на расположенные на втором этаже вспомогательного (его еще называют административным) корпуса помещения общей площадью 4117,5 кв. м. И какое отношение, спрашивается, к этому имеет фабрика «Динамо»? Не торопитесь с выводами. В тяжбе «дочки» с «мамой» принимал активное участие уже упоминавшийся господин Леонардов, который в определенных кругах слывет человеком весьма и весьма ловким и хватким. Сложно сказать, кому именно пришла в голову идея покопаться в документах и придумать «семейное» разбирательство на судьях, но в тот раз «Волна-2» свой иск довольно быстро отозвала. После того как арбитр вынес определение о привлечении в качестве третьего лица Государственного бюро регистрации: суд решил досконально установить, кто и чем владеет на этаже.
Сомнительно, чтобы такой вердикт понравился «дочке». Ведь «Волна-2» вряд ли не подозревала, что в приложенном к иску плане фигурировали отнюдь не те метры, которые принадлежали на втором этаже «Волне». Приложение представляло собой графическую схему как вспомогательного, так и всего производственного корпуса «Динамо».
«В первый раз «не срослось». Однако спустя короткое время аналогичный иск был подан другому судье. И к нему прилагался тот же план. В начале 2003 года этот иск был удовлетворен. Как говорится, без комментариев. А дальше – «процесс пошел». В декабре 2003 года неподкупный арбитр, рассмотрев сразу два иска «Волны-2» к «Волне» удовлетворил оба. Один касался помещений площадью в 2667,9 кв. м. на первом, другой – 3745 кв. м. на втором этаже. Таким образом, в распоряжении скандальной «дочки» оказалось уже значительно больше площадей, чем занимало в лучшие свои советские годы швейное объединение «Волна». Самое интересное, что на «Динамо» обо всем этом узнали только тогда, когда прошлым летом туда наведался тот самый Леонардов. С требованием освободить помещения, якобы принадлежащие ему!
Разумеется, «динамовцы» обратились в Высший Арбитражный Суд, кассационная инстанция вернула все на исходные позиции, а родственные «Волны» замирились. Но колеса судебной машины, увы, движутся слишком неспешно. Пока они со скрипом проворачиваются, можно столько успеть...
<z>«В хорошем месте замок»</z>
Тут стоит сообщить вот о чем: еще раньше были созданы некая фирма «Феникс» и швейная фабрика «Дачное» (интересно, видел ли кто-нибудь ее изделия?), к которой, кстати, на тот момент имел непосредственное отношение неоднократно упоминавшийся Алексей Леонардов. Говорят, не без участия подобных структур, обосновавшихся на Ленинском, 140, спорные площади оказались перепроданы. Причем некоторые – не по одному разу. В настоящее время известно как минимум о четырех пострадавших – трех фирмах и частном предпринимателе, которые приобрели площади, уже занятые к тому времени другими фирмами. Все эти забавные факты в настоящее время оформились в уголовное дело по статье 159 УК РФ «Мошенничество», которое ни шатко ни валко с начала марта нынешнего года расследуется следственным управлением при УВД Кировского района Санкт-Петербурга.
При этом фирмы, успевшие приобрести – на деле ли, или только на бумаге – занятые ими площади, никуда уезжать не собираются. Владельцев можно понять: по закону их, скорее всего, сочтут добросовестными приобретателями. Что же касается остального, говорят, вместо «Волны–2» уже появилось некое ООО «Дельта». А швейная фабрика «Дачное», похоже, сменила или в ближайшее время может сменить собственника. Видимо, прежний хозяин к швейному делу по какой-то причине неожиданно охладел. Вот только не часть ли это очередной комбинации хищников?