В каких случаях может понадобиться отказное письмо?

Отказное письмо (ОП) является официальным документом, который подтверждает, что указанная в нем продукция не требует проведения обязательной оценки. Их реализация в России возможна без получения разрешительной документации. Товары данной разновидности не попадают под действие техрегламентов ЕАЭС и не включены в списки, утвержденные на основании ПП № 982.

ОП выдается аккредитованным сертификационным органом по итогам анализа действующей законодательной базы. Оформляется на официальном бланке, подписывается уполномоченным лицом и скрепляется печатью учреждения.

Для каких ситуаций требуется оформление отказного письма?

Получение указанного документа носит исключительно добровольный характер, осуществляется по инициативе производителя (импортера) товаров.

Существует два вида отказных писем:

  • для таможни – дает возможность предпринимателю беспрепятственно пройти процедуру таможенного оформления грузов и избежать простоя на границе (особенно актуально для скоропортящейся продукции);
  • для торговли – необходимо для участия субъекта хозяйствования в тендерах, муниципальных и коммерческих закупках, а также подписания крупных контрактов.

Наличие ОП также позволяет предупредить конфликты с сотрудниками надзорных органов при проведении ими проверок. Является документальным подтверждением того, что в отношении изделий не требуется проводить обязательное декларирование или сертификацию.

В зависимости от типа выпускаемой или импортируемой продукции, предприниматель может получить:

  • ОП Роспотребнадзора – свидетельствует о том, что изделия, материалы, приспособления не входят во второй список Решения КТС № 299 от 28.05.2010 и не требуют обязательной госрегистрации;
  • ОП Росздравнадзора – на официальном уровне подтверждает, что товары не относятся к медицинским, и для их реализации нет необходимости оформлять регистрационное удостоверение (РУ) Росздравнадзора;
  • ОП МЧС – служит подтверждением того, что материалы, изделия, техника не подлежат обязательной пожарной сертификации по требованиям действующего законодательства.

Подробнее о том, какие виды отказных писем узнаете, перейдя по ссылке https://testspb.ru/documents/otkaznoe-pismo-dlya-torgovli-i-tamozhennogo-soyuza.html .

Какие сведения содержит ОП?

Указанный документ включает в себя информацию в отношении:

  • регистрационного номера и даты выдачи;
  • названия органа по сертификации и адресных данных;
  • наименования компании-получателя и ее адреса;
  • названия товара и его характеристик;
  • кода ТН ВЭД, ОКПД 2;
  • ссылок на нормы действующего законодательства.

Составляется ОП в произвольной форме и, по сути, является отказом уполномоченного органа в проведении сертификации.

Порядок оформления отказных писем

Процедура получения указанной документации предполагает выполнение предпринимателем следующих действий:

  1. На начальном этапе заинтересованное лицо заполняет заявку и направляет ее в центр.
  2. Далее клиент уточняет детали сотрудничества и подписывает договор об оказании услуг.
  3. После этого понадобится предоставить требуемый комплект данных экспертам.
  4. Далее специалисты компании идентифицируют товары и анализируют действующую законодательную базу.
  5. Если продукция не подлежит обязательному подтверждению соответствия, на нее выдается отказное письмо – получить его заказчик сможет лично или через курьера.

Срок действия документа не ограничивается временными рамками (в определенных ситуациях может выдаваться на один год), получить его удастся в течение 1 – 3 рабочих дней с момента обращения. В одном ОП допускается указывать несколько видов продукции.

Несмотря на то, что продолжительность действия ОП не устанавливается, данный документ может утратить свою актуальность при внесении соответствующих изменений в действующее законодательство. Это случается, если товары, которые раньше не подлежали обязательной оценке, законодатель вносит в официальные перечни изделий, подлежащих декларированию или сертификации.

Поэтому в ситуациях, когда документ выдан более, чем 1 год назад, следует тщательно проанализировать все изменения в нормативной базе.

Обратите внимание! Зачастую вместе с отказным письмом предприниматель желает оформить добровольный сертификат соответствия. Это разные документы, они не заменяют друг друга. Наличие ОП свидетельствует о том, что в отношении товаров не предусмотрено обязательное подтверждение соответствия. А добровольный сертификат предоставляет его обладателю ряд конкурентных преимуществ: выход на новые рынки сбыта, укрепление доверия партнеров по бизнесу и потребителей, привлечение инвестиций на развитие компании.

Что потребуется для получения отказного письма?

Чтобы получить этот документ, изготовителю или импортеру понадобится предоставить:

  • заверенные должным образом копии регистрационных документов заявителя;
  • перечень товаров, на которые оформляется ОП;
  • их детальное описание с указанием полного наименования, состава, свойств и характеристик;
  • кодов ТН ВЭД и ОКПД 2 – если вы самостоятельно не можете определить коды, стоит обратиться за помощью к специалистам центра;
  • копию контракта о поставке с комплектом товаросопроводительной документации – для импорта.

Подготовленная документация предоставляется экспертам вместе с заполненной заявкой.

Важно! Перечень документов может отличаться в зависимости от типа изделий и области их использования. Если предоставленной заявителем документации недостаточно для идентификации продукции, то в этом случае специалисты компании могут запросить какие-либо сведения дополнительно.

Направляйте заявки!