Отказное письмо (ОП) является официальным документом, который подтверждает, что указанная в нем продукция не требует проведения обязательной оценки. Их реализация в России возможна без получения разрешительной документации. Товары данной разновидности не попадают под действие техрегламентов ЕАЭС и не включены в списки, утвержденные на основании ПП № 982.
ОП выдается аккредитованным сертификационным органом по итогам анализа действующей законодательной базы. Оформляется на официальном бланке, подписывается уполномоченным лицом и скрепляется печатью учреждения.
Для каких ситуаций требуется оформление отказного письма?
Получение указанного документа носит исключительно добровольный характер, осуществляется по инициативе производителя (импортера) товаров.
Существует два вида отказных писем:
- для таможни – дает возможность предпринимателю беспрепятственно пройти процедуру таможенного оформления грузов и избежать простоя на границе (особенно актуально для скоропортящейся продукции);
- для торговли – необходимо для участия субъекта хозяйствования в тендерах, муниципальных и коммерческих закупках, а также подписания крупных контрактов.
Наличие ОП также позволяет предупредить конфликты с сотрудниками надзорных органов при проведении ими проверок. Является документальным подтверждением того, что в отношении изделий не требуется проводить обязательное декларирование или сертификацию.
В зависимости от типа выпускаемой или импортируемой продукции, предприниматель может получить:
- ОП Роспотребнадзора – свидетельствует о том, что изделия, материалы, приспособления не входят во второй список Решения КТС № 299 от 28.05.2010 и не требуют обязательной госрегистрации;
- ОП Росздравнадзора – на официальном уровне подтверждает, что товары не относятся к медицинским, и для их реализации нет необходимости оформлять регистрационное удостоверение (РУ) Росздравнадзора;
- ОП МЧС – служит подтверждением того, что материалы, изделия, техника не подлежат обязательной пожарной сертификации по требованиям действующего законодательства.
Подробнее о том, какие виды отказных писем узнаете, перейдя по ссылке https://testspb.ru/documents/otkaznoe-pismo-dlya-torgovli-i-tamozhennogo-soyuza.html .
Какие сведения содержит ОП?
Указанный документ включает в себя информацию в отношении:
- регистрационного номера и даты выдачи;
- названия органа по сертификации и адресных данных;
- наименования компании-получателя и ее адреса;
- названия товара и его характеристик;
- кода ТН ВЭД, ОКПД 2;
- ссылок на нормы действующего законодательства.
Составляется ОП в произвольной форме и, по сути, является отказом уполномоченного органа в проведении сертификации.
Порядок оформления отказных писем
Процедура получения указанной документации предполагает выполнение предпринимателем следующих действий:
- На начальном этапе заинтересованное лицо заполняет заявку и направляет ее в центр.
- Далее клиент уточняет детали сотрудничества и подписывает договор об оказании услуг.
- После этого понадобится предоставить требуемый комплект данных экспертам.
- Далее специалисты компании идентифицируют товары и анализируют действующую законодательную базу.
- Если продукция не подлежит обязательному подтверждению соответствия, на нее выдается отказное письмо – получить его заказчик сможет лично или через курьера.
Срок действия документа не ограничивается временными рамками (в определенных ситуациях может выдаваться на один год), получить его удастся в течение 1 – 3 рабочих дней с момента обращения. В одном ОП допускается указывать несколько видов продукции.
Несмотря на то, что продолжительность действия ОП не устанавливается, данный документ может утратить свою актуальность при внесении соответствующих изменений в действующее законодательство. Это случается, если товары, которые раньше не подлежали обязательной оценке, законодатель вносит в официальные перечни изделий, подлежащих декларированию или сертификации.
Поэтому в ситуациях, когда документ выдан более, чем 1 год назад, следует тщательно проанализировать все изменения в нормативной базе.
Обратите внимание! Зачастую вместе с отказным письмом предприниматель желает оформить добровольный сертификат соответствия. Это разные документы, они не заменяют друг друга. Наличие ОП свидетельствует о том, что в отношении товаров не предусмотрено обязательное подтверждение соответствия. А добровольный сертификат предоставляет его обладателю ряд конкурентных преимуществ: выход на новые рынки сбыта, укрепление доверия партнеров по бизнесу и потребителей, привлечение инвестиций на развитие компании.
Что потребуется для получения отказного письма?
Чтобы получить этот документ, изготовителю или импортеру понадобится предоставить:
- заверенные должным образом копии регистрационных документов заявителя;
- перечень товаров, на которые оформляется ОП;
- их детальное описание с указанием полного наименования, состава, свойств и характеристик;
- кодов ТН ВЭД и ОКПД 2 – если вы самостоятельно не можете определить коды, стоит обратиться за помощью к специалистам центра;
- копию контракта о поставке с комплектом товаросопроводительной документации – для импорта.
Подготовленная документация предоставляется экспертам вместе с заполненной заявкой.
Важно! Перечень документов может отличаться в зависимости от типа изделий и области их использования. Если предоставленной заявителем документации недостаточно для идентификации продукции, то в этом случае специалисты компании могут запросить какие-либо сведения дополнительно.
Направляйте заявки!