Флорентийцы в Манеже

В рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума состоялась дискуссионная встреча в Манеже на Исаакиевской площади четырех представителей великой Флоренции с петербургской общественностью.
 
Модератор дискуссии под названием «Культурная жизнь Флоренции: городская политика, концепция развития и стратегии» ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Семен Михайловский представил гостей форума из Флоренции и попросил их рассказать, как они совмещают при руководстве таким великолепным городом функции туристической структуры с интересами граждан самого города.

Мэр Флоренции Дарио Нарделла, сразу назвав две говорящие сами за себя цифры – на 380 тысяч жителей Флоренции приходится 14 миллионов туристов в год, сказал: «Наш город - символ гуманизма и синтез искусств, но это не музей самого себя. Наши главные музейные сокровища -  это наследие всего мира». Но, по его словам, не надо думать, что Флоренция живет только за счет туризма – всего 15 процентов ВВП падает на эту долю. Но здесь, по его словам, очень важно качество туризма. «Когда на всю Италию дается в туре 2-5 дней, а на Флоренцию несколько часов – это неправильно. К нам в город нужно приезжать на несколько дней, чтобы почувствовать его и сходить не только в музеи, но и в театры, на концерты, поучаствовать в наших многочисленных фестивалях на его площадях» - сказал мэр.

Его выступление дополнил заместитель мэра города по культуре, моде и дизайну Томмазо Сакки, передает корреспондент «Конкретно.ру». Он сказал, что его цель – организовать многочисленные выставки на площадях и в парках Флоренции. «Со стороны современных художников мы чувствуем большой интерес к этому направлению и поддерживаем его. Так в парке Бельведер развернута значительная экспозиция публичного искусства. Мое направление – совмещение истории и современности во Флоренции, ее экономики и культуры». Вице-мэр привел два примера привлечения бизнеса к сохранению памятников культуры: на реконструкцию фонтана Нептуна 1,5 миллиона евро выделила индустрия моды и на сады Боболи вблизи палаццо Питти, где успешно действует в том числе и Музей Костюма, Дом Гуччи выделил 2 млн евро. «Такие частные инвестиции очень помогают содержать памятники культуры в хорошем состоянии, а мы всячески поощряем их деятельность». Модератор задал вопрос о вкладе в доходы города от вина, которым так славится как Тоскана в целом, так и Флоренция в частности, и о гастротуризме, на что Томмазо Сакки подчеркнул, что в ходе многочисленных городских фестивалей оба эти фактора хорошо срабатывают.
Артуро Галансино - генеральный директор Фонда Палаццо Строцци во Флоренции рассказал о сложностях организации современных выставок и о новых направлениях в работе их фонда. «Палаццо Строцци – прекрасное здание как для проведения выставок современных художников, так и для масштабных исторических. У нас с большим успехом прошла выставка Гончаровой и в целом мы планируем уделить внимание искусству женщин разных эпох. Мы работаем в том числе и с частными фондами».

Директор Галереи Уффици Айке Шмидт рассказал о значительной реконструкции залов в Уффици, где созданы теперь прекрасные условия для картин Боттичелли - со своим микроклиматом, специальным стеклом, его не нарушающим. В представленном фильме было наглядно видно, как просторно теперь в этих залах, нет барьеров и картины можно смотреть достаточно близко. «Прямой контакт с полотнами очень актуален для посетителей – сказал он. -  Очень важны и рамы, которые у нас сохранены исторические, заказанные еще Леопольдом Медичи. Рамы – это продолжение картины, подчеркивающие тайну старинного полотна». По его словам, существует связь между ними и произведениями искусства. Много интересного он рассказал и о коридоре Вазари, где идет масштабная реконструкция. «Надеемся, в 2021 году открыть его масшатабной выставкой автопортретов художников разных эпох, в том числе там будут представлены и 40 полотен русских художников».  Кратко рассказал он и о костюмах в музее Питти, где в Музее Моды представлено 800 костюмов ХV111 века и 500 костюмов Х1Х-го. «Там проходят показы и современной моды. Планируется также выставка «Римской и греческой обуви богов» - это античная обувь. Рассказал Айке Шмидт и о разных выставках, посвященных кино, в частности о недавней выставке, посвященной Сергею Эйзенштейну, который, по его словам, вдохновлялся идеями итальянского Возрождения и очень любил произведения Леонардо да Винчи. Кроме того, во дворах флорентийских палаццо третий год подряд проходят различные фестивали кино с абсолютно бесплатным посещением для всех желающих, которые пользуются большим спросом как у флорентийцев, так и у туристов.
В конце встречи на петербургской земле, отвечая на вопрос какие фильмы о Флоренции стоит посмотреть, все четверо флорентийцев стали их перечислять, назвав первым «Окно с видом». И в завершении мэр Флоренции сослался на прекрасные связи своего города с Россией в целом, на большой интерес к русскому искусству: в Уффици, например, хранится 70 русских икон и множество полотен русских художников. «Мы хотели бы укрепить взаимные связи между Санкт-Петербургом и Флоренцией. Уже сейчас есть договоренность с Гергиевым, у нас большой интерес к музыкальной истории Вашего города. Мы начинаем усиленно развивать музыкальные школы, будем чаще приглашать ваши детские музыкальные коллективы к нам. А в целом, Флоренция из 117 миллионов евро 80 миллионов тратит на культуру. Для нас культура – это и здоровье нации». Он пригласил всех гостей форума и петербуржцев чаще приезжать во Флоренцию с ноября по февраль, когда не так плотен поток туристов, выходить гулять в 6-7 часов утра на ее улицы и площади, гулять в парках, днем посещать ее неповторимые музеи, а вечером приходить в театры и на концерты. И продолжать развивать связи между нашими городами.