Завтра ледовому трамваю исполняется 125 лет

Ледовые электрические трамвайчики перевозили сотни тысяч пассажиров, однако запустить регулярный электрический трамвай на родине – в Санкт-Петербурге – удалось лишь спустя почти три десятилетия.
 
31 января исполняется 125 лет с момента пуска в Петербурге уникальной транспортной системы – ледового трамвая (по старому стилю – 19 января 1895).
Как сообщает пресс-служба Музея городского электрического транспорта, история прокладки рельсового транспорта по замёрзшей Неве и беспрецедентна, и поучительна одновременно. Ледовые электрические трамвайчики перевозили сотни тысяч пассажиров в течение полутора десятилетий. И даже успели поработать три сезона параллельно с «сухопутным» электрическим трамваем, начавшим в 1907 году работу на петербургских улицах. В Музее городского электрического транспорта о необычной истории петербургского трамвая напоминает макет ледовой трамвайной линии, созданный по фотографии Карла Буллы 1900-х гг. «Электроперевоз у Зимнего дворца».
Между тем запустить регулярный электрический трамвай на родине – в Санкт-Петербурге – удалось лишь спустя почти три десятилетия после появления изобретения. Ещё в 1880 году Фёдор Аполлонович Пироцкий провёл свой знаменитый эксперимент в Дегтярном переулке – показательный заезд на «вагоне, идущем по рельсам, двинутом электрической силою». И хотя опыт был успешен, открытию движения помешали владельцы «конкурирующего бизнеса» – обществ конно-железных дорог. Действующий контракт монополистов с городом запрещал вводить на уже существующих или вновь проложенных линиях иные виды тяги. И хотя современникам было очевидно – за трамваем будущее, запряжённая трудягами-лошадьми конка была основным видом транспорта на улицах Петербурга вплоть до 1907 года. Перевозчики не желали вкладываться в переоборудование коночных линий в электрические, а дополнительных выгод не видели.