"Новости малого бизнеса": Власть нашла крайнего – владельца бизнеса

Если на предприятии, возобновившем с разрешения Смольного свою деятельность, заболеет или умрет от коронавируса работник, посадят директора.

Правительство Санкт-Петербурга позволило 22 000 юридическим лицам вернуться к осуществлению предпринимательской деятельности на основании заявок, поданных в КППИТ, и предоставлении разработанных внутренних правил соблюдения санитарно-эпидемиологических мероприятий. При этом 1 апреля 2020 года вступили в действие федеральные законы №99 и №100, которые возлагают административную и уголовную ответственность на должностных лиц, если в карантинный период на предприятии заболеет кто-либо из работников, а тем более – если вследствие такой болезни умрет. Уголовная ответственность до 7 лет лишения свободы предусматривается для руководителя предприятия в случае массового распространения заболевания или даже угрозы такого распространения.
Следует отметить, что 22 000 предприятий возобновили работу не сами по себе, а по разрешению чиновников. «Новости малого бизнеса» направили редакционные запросы, попросив ГУ МВД по СПб и ЛО, а также Смольный разъяснить, будут ли наряду с предпринимателями привлекать к административной и уголовной ответственности чиновников, которые дали согласие на возобновление хозяйственно-коммерческой деятельности и не проконтролировали, действительно ли на конкретном предприятии соблюдаются внутренние санитарно-эпидемиологические правила?
Официальный ответ ГУ МВД по СПб и ЛО содержал в себе прямое цитирование правовых норм. Полицейское ведомство витиевато разъяснило, что «каждое конкретное правонарушение рассматривается лицом, в производстве которого находится данный материал, с соблюдением всех требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». То есть в принципе отказалось отвечать про чиновников. А статью 236 УК РФ, где говорится об уголовной ответственности за случайную смерть работника вследствие заболевания, естественным порядком переадресовало к компетенции СК РФ.
Еще большая казуистика заключалась в официальном ответе Смольного. В нем изложено, что Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 и постановление правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 устанавливают запрет на осуществление определенных видов деятельности на период действия ограничительных мер по борьбе с коронавирусом. А вот решение по поводу возобновления работы предприятия, в отношение которого не установлены прямые запреты, «организация (индивидуальный предприниматель) принимает самостоятельно. Обязанность получать уведомление (разрешение) на осуществление деятельности ни Указом № 239, ни Постановлением № 121 не установлена».
Таким образом, предпринимателям, возобновившим деятельность в условиях пандемии, не выдается какой-либо документ, который подтверждает легитимность их нахождения на рабочих местах. В ответе Смольного четко указывается, что «ведение реестра, позволяющего продолжать производственно-хозяйственную и коммерческую деятельности на территории Санкт-Петербурга в период с 30.03.2020 по 30.04.2020, в Санкт-Петербурге также не предусмотрено».
Из этого следует, что ответственность за возможное распространение инфекции среди работников возлагается исключительно на должностное лицо – руководителя предприятия, который обязан обеспечить стандарты соблюдения санитарно-гигиенической безопасности. Чиновники отвечают лишь за то, чтобы функционировал официальный сайт КППИТ, куда до 07 апреля всем желающим предпринимателям следовало направлять заявки.