Навигация стартовала, но убытки неизбежны

Об особенностях и правилах безопасности на водных объектах в условиях распространения коронавирусной инфекции рассказали заместитель директора Агентства внешнего транспорта Дмитрий Куклин, начальник Центра государственной инспекции по маломерным судам по Петербургу Александр Радько и президент Ассоциации владельцев пассажирских судов города Владимир Родионов.
 
Дмитрий Куклин уточнил, что навигация по рекам и каналам в Санкт-Петербурге началась в этом году только 28 июня, как только позволил стандарт безопасности для пассажирских судов. Он коротко рассказал об ограничениях, которые ждут эту отрасль в ближайшее время: с 14 по 26 июля будут ограничения, связанные с подготовкой к Дню ВМФ.  15 июля под Зеленым мостом будет закрыто движение. Спортивные массовые мероприятий не будут проводиться. Изменились правила плавания по Малой Невке: будет запрещено движение с 9 до 12 и с 16 до 19 часов в будни, а с 9 до 13 часов в выходные и нерабочие дни, чтобы спортсменам гребных видов спорта предоставить время для их тренировок. Надо следить за закрытием движения перед Днем ВМФ, график будет опубликован, передает корреспондент «Конкретно.ру».
Александр Радько, как представитель контролирующей организации, констатировал тот факт, что уже были случаи транспортировок потерявших ход на акватории маломерных судов – у кого-то закончилось топливо, отказал двигатель и по другим причинам. Много нарушений выявлено с начала навигации – было составлено более 100 протоколов и 6 маломерных судов поставлены на штрафстоянку (а за весь прошлый год - 20).
В этом году изменились размеры штрафов в Кодексе о правонарушениях. Управление маломерным судном без его техосмотра раз в пять лет - штраф 5-10 тысяч рублей, управление судном без права такого вождения - от 10 до 15 тысяч рублей, при неисправностях 15-20 тысяч рублей. Гидроциклы на прокат могут выдавать только лицам, имеющим удостоверения с правом их управлением, в противном случае - штраф 10 тысяч рублей. Владимир Родионов уточнил, что навигация в этом году открылась на 3 месяца позже – столько времени было потеряно, причем с хорошей погодой.
По его словам, отрасль признали пострадавшей от пандемии, 26 июня вышло соответствующее постановление, но уже ясно, что надежды на успешную кампанию не оправданы. Судовладельцы не смогут получить льготные кредиты, так как решение об освобождении от налогов и взносов за второй квартал на эти компании не распространяется: постановление только с 3 июля вступило в силу. Сокращения числа проверок тоже не произошло, даже в период простоя и запрета перевозок, зато после открытия навигации никто не обращает внимание на пиратствующие организации, которые действуют без договора аренды. «Зато проверяют тех, кто платит налоги», - пожаловался спикер. Льготные кредиты на выплату зарплат тоже не удается получить: кто обратился в банки, получили ответы: лимиты на льготные кредиты исчерпаны. Приходится брать кредиты на общих основания под залог своих судов.
Резюме президента ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга таково: мерами федерального уровня они не могут воспользоваться, так как поезд ушел. Меры города, включая снижение ставок налога на 2020 год, на многое не распространяются. Отвечая на вопросы об убытках, Родионов сказал, что покрыть их не удастся в любом случае. Исходя из экспертных оценок рынок перевозок в хороший год оценивается примерно 2,5-3 миллиарда рублей обычно при 150-160 днях навигации, все остальное время деньги тратятся на ремонт, зимнее хранение, аренду набережных и многое другое. Разброс в полмиллиарда объясняется тем, что водный транспорт зависит не только от короткого сезона, но и от погодных условий.
По поводу пиратствующих компаний и количестве легальных, он сказал: «Я отвечаю за 18 судоходных компаний, входящих а нашу ассоциацию - это порядка 80-85 перевозок по транспортным и экскурсионно-прогулочным маршрутам. Кроме того, еще есть 5-10 легальных компаний, не входящих в ассоциацию. А по пиратствующим перевозчикам – это вопрос не по адресу. Его надо задать транспортной прокуратуре и другим контрольно-надзорным органам».
Александру Радько журналисты адресовали вопрос о законности популярной ныне услуги «Яхта без капитана», на что он ответил, что маломерные суда до 200 кг могут управляться людьми без оформления удостоверений. Они выходят в Финский залив, подвергают опасности людей, но не входят в компетенцию инспекции по маломерным судам.
По вопросу оборудования причалов розетками для судов на электротяге прозвучала информация о том, что ведется проработка вопроса и обследование подстанций для снятия мощностей, которые нужны на подзарядку аккумуляторов. Это перспективное направление. Установка зарядных станций будет планироваться на всех реках и каналах. Суда на электротяге связаны с большими денежными затратами, но это будет спасать от экологических выбросов, что важно при интенсивном движении по рекам и каналам. Опытные образцы таких судов уже появились.
Дмитрий Куклин сказал: «Спущено на воду судно на речной верфи в Уткиной заводи. С компанией «Водоход» подписано соглашение о строительстве 5 скоростных судов на электротяге».
Владимир Родионов уточнил, что по рекам и каналам в навигации 2020 года могут курсировать 218 пассажирских судов, принадлежащих членам руководимой им Ассоциации, но не все они вышли на просторы водных путей города, что связано с техническими вопросами и отсутствием большого спроса, а также ограничениями - запретом на питание, на экскурсионную деятельность для групп туристов. Из-за этого пока выведут на маршруты около 50 процентов судов.