Евгений Усов: «Проект превосходных степеней»

Рассказ о том, как ЮНЕСКО спасло российские природные заказники.
 
Четверть века назад первый заказник России вошел в перечень объектов всемирного природного наследия ЮНЕСКО, что явилось крупной победой защитников девственных лесов Коми, которым грозило уничтожение.
Как рассказал пресс-секретарь российского отделения Гринпис, член Гильдии журналистов-экологов СЖ СПб и ЛО Евгений Усов, все началось с желания экологов показать миру, что Россия может быть не только всемирной помойкой ядерных отходов, но и обладает уникальной природой, являющейся ценностью всей планеты Земля. В первой половине 1990-х французская компания решила вырубить часть лесов в Коми, что всерьез затронуло интересы природного парка «Югыд ва» («Светлая вода»), руководитель которого обратился в российское отделение Гринпис, расследовавшее нефтяной разлив в республике. «Все разрешения на вырубку уже были получены, - вспоминает он. – Но мы решили рискнуть и подать документы в ЮНЕСКО о включении парка в перечень объектов всемирного природного наследия». По его информации, именно так поступил мэр Москвы Юрий Лужков, защищая Кремль от застройщиков. И как только документы были поданы, а собрали их и оформили заявку в кратчайшие сроки, французская компания покинула регион, не дожидаясь решения.
В состав объекта всемирного наследия в итоге вошел не только национальный парк, но и расположенный южнее Печоро-Илычский заповедник. Вместе они покрывают территорию 3,28 млн. га, включая равнинные тундры, горные тундры Урала, а также один из самых крупных массивов первичных бореальных лесов, уцелевших в Европе. Здесь можно проследить ход естественных природных процессов, определяющих биоразнообразие таежной экосистемы. Позже всемирным наследием были признаны еще 10 природных территорий России, в числе которых остров Врангеля, озеро Байкал, Ленские столбы в Якутии, вулканы Камчатки, золотые алтайские горы, место обитания снежного барса, альпийские и субальпийские луга Западного Кавказа, на которых пасутся только дикие животные. Сихотэ-Алинь, Убсунурская котловина в Тыве, Плато Путорана с сохранившимися субарктическими и арктическими системами и ландшафты Даурии (совместно с Монголией).
«Включение первой территории провели на голом энтузиазме и благодаря большому количеству людей, готовых поддержать эту идею, включая руководство республики Коми и министра экологии», - утверждает Евгений Усов. По его мнению, в те времена возможности для охраны природы были значительно больше, нежели сегодня.
В дискуссии после доклада участники говорили о том, что ковидный год принес много положительного в дело сохранения природы. «Нынешний год позволил осознать, насколько мы друг в друге нуждаемся, - констатировала член Общественного экологического совета при губернаторе Санкт- Петербурга Ольга Сенова, - мы сплотились очень сильно, и конференцию всероссийскую удалось провести, и в подготовке доклада «Зеленый поворот» участвовали. Наполненный и результативный год».
С ней согласен председатель Общественного совета южного берега Олег Бодров. «Год интересный, удалось создать несколько коалиций по защите бухты Батарейная и против ввоза в Санкт-Петербург и Ленинградскую область урановых хвостов, - сказал он. - А коллеги из Челябинска и Железногорска получили международный приз за безъядерное будущее». В свою очередь, член Бурятского регионального отделения по Байкалу Кристиан Ринчинов подчеркнул, что «общественная природоохранная активность вышла на новый уровень, люди все больше защищают природу своими силами и за свой счет».
На фоне позитивных высказываний диссонансом прозвучала информация о том, что природное наследие ЮНЕСКО «Вулканы Камчатки» находится в опасности. На его территории планируют возвести туристический центр на деньги (предположительно) Ваксельберга.