Изобретателю трамвая Фёдору Пироцкому – 176 лет

Имя легендарного инженера увековечено в названии сквера в Дегтярном переулке.
 
1 марта 2021 года исполняется 176 лет со дня рождения изобретателя электрического трамвая Фёдора Аполлоновича Пироцкого. В 1880 году благодаря успешному эксперименту петербургского инженера в Дегтярном переулке «впервые был двинут вагон электрической силою». В память о знаменательном открытии сквер в Дегтярном переулке носит имя легендарного инженера.
В 1870-е гг. штабс-капитан Пироцкий, служивший в Главном артиллерийском управлении, познакомился с работами по применению электричества в военном деле. Электротехника и передача электроэнергии на расстояние увлекла инженера, и он в свободное от службы время ставил на полигоне серию опытов, в ходе которых удалось передать энергию двигателю, расположенному сначала в 32 метрах от генератора, потом в 50, а затем и в 215 метрах.
Летом 1876 года на заброшенной ветке железной дороги, ведущей от Сестрорецка к пристани, Пироцкий заставил работать двигатель, находившийся уже в километре от источника питания.
В 1880 году опыты передачи электроэнергии по системе Пироцкого были продемонстрированы на первой электротехнической выставке в Соляном городке (в районе нынешней ул. Пестеля). А уже 22 августа (3 сентября по новому стилю) 1880 года в прессе появилось легендарное сообщение: «…в Санкт-Петербурге, на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, г. Пироцким первый раз в России двинут вагон электрической силою, идущей по рельсам, по которым катятся колёса вагона». Для этого опыта был использован вагон, переделанный из вагона конки с империалом. Несмотря на большую нагрузку – 40 пассажиров – он двигался со скоростью около 36 км/ч.
Однако появление электрического трамвая было невыгодно городским монополистам, владельцам конно-железных дорог. Поэтому, несмотря на дальнейшее распространение трамвая в мире, в Российской империи его внедрение задерживалось. Пионером оказался в 1892 году Киев. В Петербурге же, на родине изобретения, эксплуатация электрического трамвая началась только в 1907 году – после того, как в результате судебных тяжб город выкупил права у владельцев конно-железных дорог. К сожалению, сам Пироцкий до этого момента не дожил.
Посетителям Музея городского электрического транспорта об эксперименте Фёдора Пироцкого напоминает копия вагона конки под номером 114. «Конка» именно с таким номером была задействована в опытах инженера в 1880 году в Дегтярном переулке, сообщает пресс-служба Горэлектротранса.