Как при Павле I: Михайловский замок открыл восстановленные залы

Воскресенский и Тронный залы, Галерея Арабесок и апартаменты камер-фрейлины Протасовой в Михайловском замке, реставрация которых была осуществлена в 2020 году, распахнули свои двери для посетителей.
 
Русский музей, в состав которого входит и Михайловский замок, открыл несколько парадных залов в этом детище Павла I. Воскресенский и Тронный залы, Галерея Арабесок и апартаменты камер-фрейлины Протасовой в Михайловском замке, реставрация которых была осуществлена в 2020 году, распахнули свои двери для посетителей.
Нынешний маршрут по замку предполагает, что посетители сначала смогут попасть в помещения, расположенные в южной части бельэтажа восточного фасада дворца, выходящие окнами в сторону реки Фонтанки, которые занимала во времена Павла I камер-фрейлина Анна Протасова (1745–1826). В то время потолки были расписаны орнаментами, а стены затянуты ткаными обоями. Но сегодняшняя их реставрация проведена в 2019–2020 годах с ориентацией на планировку и состояние интерьеров середины XIX столетия.

В красивом красно-кирпичного цвета интерьере размещена «Галерея портретов Высочайших особ фамилии Романовых» из произведений, принадлежащих Русскому музею. Уникальность этой реэкспозиции состоит в том, что большинство фамильных портретов представлено в аутентичных рамах. Сама идея создания Галереи принадлежала императору Николаю I (1798–1855), хотя подобное собрание уже существовало в екатерининское время.  И теперь она заново реализована с помощью благотворительного фонда, который на протяжении многих лет является партнером Русского музея.
Далее посетители музея попадают в Большой Тронный зал Павла I, где воссоздано бархатное убранство стен, изготовленное по историческим образцам в Париже. Так как не сохранилось точного исторического описания оттенка бархата, сегодняшний цвет приближен к характерным цветам конца XVIII века. В этом просторном зале отреставрированы два потолочных плафона и 32 сохранившихся герба российских городов и губерний во фризе под потолком. По чертежу начала XIX века воссоздана печь с облицовкой искусственным мрамором, увенчанная бронзовым орлом и декорированная золочеными бронзовыми накладками. Этот экспонат не помнит первого владельца замка, подобная печь появилась уже при его потомках, передает корреспондент «Невки78».
Стоит напомнить, что сам Павел 1, построивший этот замок, в том числе и частично по собственному проекту, прожил в нем всего 40 дней и здесь же был убит заговорщиками. Но в этом зале стоял его трон, который ныне находится в Эрмитаже, поэтому в данном помещении установлено кресло под огромным портретом императора, которое в дальнейшем предполагается заменить точной копией трона Павла I.

Впечатляет тщательная проведенная реставрация деревянных книжных шкафов, отделанных шпоном волнистой березы. Отреставрирована и сохранившиеся в этом зале люстра XIX века, а вот золоченые бронзовые бра на стенах и на печи уже воссозданы.
Далее можно попасть в белую и воздушную как облако Галерею арабесок, где в 2019-2020 годах была произведена первая очередь восстановительных работ с тщательной расчисткой и реставрацией барельефов над окнами и старинных, украшенных искусной резьбой, дверей. Но здесь предстоит выполнить еще очень много работ, а пока ведутся дополнительные изыскания по воссозданию в зале позолоты и настенных росписей.

И наконец, посетители попадают в торжественный Воскресенский зал, который когда-то предназначался для проведения балов. Но его постигла печальная участь – именно здесь было выставлено тело убиенного императора. Не была завидной и дальнейшая судьба этого красивого зала: сначала он использовался под склад астрономических приборов, затем тут размещались канцелярии расположенных в замке учреждений, а с 20 века физкультурный зал военных, затем книгохранилище. В результате находившееся до комплексной реставрации в аварийном состоянии помещение потребовало немало забот реставраторов. Ими был воссоздан плафон времен размещения в нем Инженерного училища, восстановлена облицовка стен искусственным мрамором по сохранившимся образцам, воссозданы прекрасные камины на торцевых стенах, а также возвращены на свои исторические места две картины Г.И. Угрюмова, хранившиеся в Русском музее. Другие  картины, написанные для Воскресенского зала Дж.-А. Аткинсоном, принадлежат Третьяковской галерее и находятся на реставрации.
Взгляд посетителей невольно притягивает огромный ковер уникальной работы, украшающий центр этого огромного зала. История его появления пока не озвучена, ее еще предстоит разгадать.