Гимн городу - в цветах и красках

Юбилейная выставка открылась в Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХ1 веков.

 

Кто только не воспевал наш славный город – поэты и писатели, художники и скульпторы, театральные деятели и фотографы и прочие, прочие. Свой вклад в это благородное дело вносит Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХ1 веков, устроив выставку к 30-летнему юбилею своей богатой коллекции.

Как подчеркнула в беседе с корреспондентом «Конкретно.ру» создатель и бессменный директор МИСП Марина Джигарханян, у них идет юбилейный год музейной коллекции, которой исполнилось 30 лет; «Весь этот год мы проводим выставки из нашей коллекции: две персональные уже состоялись, готовим выставку Ивана Петровского, погибшего на Ленинградском фронте, вдова которого передала нам полное собрание его наследия.  Сейчас проходит большая выставка на тему - Ленинградский пейзаж на протяжении ХХ века, и следующая выставка будет из новых поступлений за последние 10 лет, которая откроется в декабре».


Первый этаж музея встречает посетителей выставки, которая носит название «Стихи-я-Петербург» яркими картинами и стихами. Как гласит вступительный постер на стене, пейзаж города на Неве - это далеко не только видовое изображение, но сублимация живописных стихий. Особенность данной выставки в том, что она «построена не по хронологическому принципу, а исходя из художественной близости авторов произведений».

Открывает экспозицию первого этажа картина Анатолия Заславского под названием «Мотя, посмотри на Савельича», 2000, которая точно передает атмосферу петербургского дворика. А его «Автопортрет на фоне моста Петра Великого», 2013  трогательно узнаваем.  И там же - знаковая картина Игоря Петрова «Белая ночь. Львиный мостик», 2014. На ней не просто один из лучших уголков города, но и как будто знак именно этого музея, который расположен в нескольких шагах от знаменитых львов. А далее картина Петра Татарникова «Лебяжья канавка. Поздняя осень»,2014 – еще одно знаковое место Петербурга. И все они написаны в совершенно разной манере, но точно передают дух Северной столицы.


Неожиданно встречаешь городской пейзаж совершенно иного времени - «Знаменская площадь, 1917 год» с памятником Александру III, написанный Игорем Суворовым, и знаменитой Знаменской церковью, которую взорвали, чтобы открыть станцию метро «Площадь Восстания». А рядом картина «Дворцовая площадь», 1988 Ефима Падве, с почти не тронутыми временем памятниками. Очень передает осеннее настроение картина Андрея Блиока «Дождик», 1994, и многие другие в окружающем ее пространстве.

Второй этаж выставки представляет картины художников, чьи судьбы затронула война. Часть из них написана в предвоенные годы, и они такие светлые, радостные, например «Александровский сад», 1941 Федора Певзнера, но когда видишь даты его жизни: 1904-1942, становится больно. А рядом работы Николая Лапшина «Адмиралтейство», 1940, «На перроне», 1939 и его скорбные даты: 1891-1942. Их ровесник с такой же судьбой Иван Петровский, картина которого «Исаакий» написана в 1932-м, и очень известная его работа «Ленинград. Улица Ракова» - в 1938-м, а его не стало в 1941-м. Если бы не война…


Экспозиция выставки «Стихи-я-Петербург» на третьем этаже музея просто сверкает разнообразием красок, оттенков, жанров. Здесь с одной стороны знаменитые Митьки во главе с Дмитрием Шагиным или Вячеслав Михайлов с его отрицанием реализма в создании пейзажа, с другой стороны мягкие и лиричные картины Ирины Бируля «Моя слепая собака»,1986 и «Дождь над Александринкой», 1996. И совершенно особую ноту в экспозицию вносят три полотна Петра Конникова на боковой стене - «Грезы», 1997, «Птицы», 2010  и знаменитые ангелы над портиком около Гостиного двора. Его слова в фильме, который создан специально к выставке и показывается здесь, такие: «Для меня этот город - Акрополь».

Еще одни ангелы привлекают внимание на картине Александра Таубера, которая названа «Последняя работа Таубера», 1978.

Выставка «Стихи-я-Петербург» будет работать в стенах музея до 14 ноября 2021 года.