Дворцовый мост отметил 105-летний юбилей

С 1918 по 1952 год мост носил имя Республиканский, затем ему было возвращено историческое название.

 

23 декабря исполнилось 105 лет со дня открытия Дворцового моста, всемирно известной «визитной карточки» Санкт-Петербурга. В этот день в 1916 году по постоянной переправе, соединившей Дворцовую площадь со стрелкой Васильевского острова, проехал первый экипаж.

Как сообщает пресс-служба комитета по развитию транспортной инфраструктуры,  первоначально архитектурное решение Р-Ф. Мельцера было помпезным. Фасады моста завершались карнизами, на которых размещались «картуши, выполненные из толстого железа, ручной ковки и чеканные». Для освещения на мосту предполагалось установить 8 малых фонарей и 4 грандиозных башни-фонаря на опорах разводного пролета. Внутри этих башен, высота которых превышала высоту Зимнего дворца, размещались одноместные лифты для электромонтеров и балконы для доступа к ним. Перила были сложного рисунка «с коваными и чеканными двухсторонними украшениями из толстого листового железа». Однако Экспертная комиссия по постройке Дворцового моста столь пышное убранство не согласовала, и высочайшее одобрение получил упрощенный вариант архитектурного решения.

Договор на строительство был заключен с Обществом Коломенского завода. Контракт предусматривал, что работы будут вестись только с использованием отечественных материалов, силами русских рабочих и инженеров.

Сооружение постоянного Дворцового моста было начато в октябре 1911 года, а открытие планировалось на ноябрь 1913 года. Однако строительство затянулось. В апреле 1914 года работам помешало наводнение, затем началась Первая Мировая война.

Мост был построен лишь к концу 1916 года. Торжество по поводу открытия оказалось скромным − шла война. Не пришли ни представители царской семьи, ни городской голова, который предоставил право перерезать ленточку своему заместителю.

К тому же переправа была сдана вовсе без архитектурной отделки.

С 1918 по 1952 год мост носил имя Республиканский, затем ему было возвращено историческое название.

Перила, фонари, павильоны управления Дворцового моста − все это было создано уже в годы советской власти.

В годы Великой Отечественной войны на мосту проводились только неотложные ремонтные работы: устраняли повреждения от артобстрелов и бомбардировок. В январе 1943 года вблизи от левобережной опоры разводного пролета разорвалась авиабомба, которая вызвала большие разрушения.

В 1978 году в ходе капитального ремонта были достроены опоры разводного пролета, деревянный настил заменен на ортотропную плиту.

В 1997 году проведен новый ремонт: с моста сняты трамвайные рельсы, и тогда же мост получил ночную подсветку.

Разводной механизм со дня открытия моста и до реконструкции 2012–2013 года был электромеханическим.

В начале XXI века Дворцовый мост исчерпал свой ресурс. Капитальный ремонт начался 21 октября 2012 года. На время реконструкции движение по мосту не прекращалось. В ходе ремонта разводная часть подверглась полной модернизации. Разводной механизм оснастили современной гидравлической системой. 19 октября 2013 года Дворцовый мост был торжественно открыт после реконструкции.

Интересно, что на Дворцовом мосту сохранились металлоконструкции, установленные еще в 1916 году. От новых конструкций их можно отличить по массивным заклёпкам и основательному внешнему виду.