В его песнях есть все, но…

Можно ли передать энергетику Высоцкого?

 

Вы способны представить, чтобы день рождения Владимира Высоцкого отмечался каждый месяц? Взял на себя смелость заявить об этом народный артист России Сергей Безруков, когда в стенах БКЗ «Октябрьский» шел показ поставленного им спектакля «Высоцкий. Рождение легенды».

Возглавляемый Сергеем Безруковым Московский губернский театр (МГТ) приехал в Санкт-Петербург на гастроли с двумя спектаклями: «Остров сокровищ» и «Высоцкий. Рождение легенды». На показе второго в огромном зале БКЗ был явный аншлаг.

На броской афише определен жанр - музыкальный спектакль. И этому все доказательства налицо: на сцене все 4-х часовое действо находятся профессиональные музыканты Губернаторского оркестра Московской области. И не только они, в конце спектакля подтянутся и другие музыкальные коллективы.

Действие на сцене начинается с главного зачина - видеофрагмента из передачи «Кинопанорама», где Высоцкий на огромном экране начинает исполнять знаковую песню «Я не люблю», а продолжение композиции подхватывают актёры на сцене.

Звучит это мощно, до мурашек, а огромному экранному Высоцкому вторят со сцены и с боковых экранов, установленных в БКЗ, несколько исполнителей этой роли в спектакле: Дмитрий Карташов, Александр Тютин, Антон Соколов, Михаил Шилов, Степан Куликов, Сергей Вершинин, Александр Фролов, Кирилл Новышев. По какой причине режиссер выбрал именно такой прием – разные актеры в тех или иных фрагментах действия в этой роли, гадать не будем, отметим лишь, что для петербуржцев Сергей Безруков вышел на сцену в начале и в конце, и надо сказать в самых акцентных моментах. Но в последние годы, из пяти прошедших со дня премьеры, он в ряде спектаклей вообще не выходит на сцену, возложив ответственность на своих, надо сказать, весьма достойных товарищей-актеров.

Само действие построено в виде мини-спектаклей, поставленных по знаменитым песням. Одной из первых звучит и разыгрывается знаменитая «Баллада о детстве», и так залихватски актеры МГТ изображают коммуналку, что вкупе с бессмертными словами песни припечатывают советский быт по полной программе.

В первом акте песни очень логично иллюстрируют биографию Высоцкого от самых его младых лет: вес 4 кг при рождении, первые стихи, продекламированные им с табуретки, умиляющаяся мама (Елена Киркова), понявшая и принявшая его конфликт с учительницей и подарившая ему первую гитару.


Сам первый акт, продолжительностью в 2,5 часа поначалу идет очень гладко, даже когда в роли первой жены выходит Вера Шпак, и она же исполняет роль Марины Влади. И надо сказать отменно играет. Но когда по истечение 2 часов, на основе того, что Высоцкому в старших классах нравились рассказы Бабеля, разыгрывается длинная сцена свадьбы Бени Крика, а потом идут долгие национальные танцы и песни, народ стал не выдерживать и покидать зал, чему был свидетелем корреспондент «Конкретно.ру». Ради справедливости стоит сказать, что после антракта большинство зрителей вернулись на свои места.

Второй акт уже больше был сосредоточен именно на песнях, объединенных в блоки по темам. Поначалу это комедийные мини-спектакли на основе песен «У телевизора», «Сентиментальный боксер», «Милицейский протокол». Особенно хорошо поставлена песня «Утренняя гимнастика», под которую в 70-е годы вставали поутру наши сограждане. Но смех в зале стихает, когда звучат песни военного блока «Письмо с фронта», «А сыновья уходят в бой» и другие. Причем в этом месте постановщик применил особый прием -  специально для композиций «Сыновья уходят в бой» и «Песни о Земле» были сняты небольшие короткометражные фильмы, где актёры театра предстают во время боя в разных ипостасях - пехотинцев и танкистов, командиров и рядовых.

Очень задушевно исполняется «Банька по-белому» на фоне горящего костра на большом экране, который дублируется на боковые экраны. Совершенно по-своему исполняет такую волнующую каждого песню «Он не вернулся из боя» актер Степан Куликов. Вроде только что исполнял роль Вани в сцене с Зиной у телевизора, а здесь это совершенно иной человек…

А накал спектакля продолжает нагнетаться. Казалось бы, уже некуда накручивать нервы, но актеры продолжают «поддавать пару». Надрыв в исполнении Безруковым «Канатоходца», кажется, вот-вот закончится катастрофой и в какой-то момент он вроде срывается со сцены – гаснет и зажигается освещение, спектакль продолжается. И все это уже под появившийся в середине второго акта на сцене уже не оркестр, а рок-ансамбль. Это под его динамичный рокот звучат «Охота с вертолета», Парус» и другие знаковые песни. На лицах части зрителей появляется недоумение, а когда следом звучит уже в стиле рэп стихотворение «Дорогами войны», только молодежь явно это приветствует, а люди постарше удивленно поднимают брови. Как отнесся бы к этому сам Высоцкий – Бог весть.

Музыкальный спектакль с реальным голосом самого Высокого, энергетика личности его бьет даже с экрана, построен так, как будто это фон разыгрываемого действия, которое дополняют, а порой и перекрывают голоса исполняющих эту роль актеров. И как бы они не были хороши в этой роли, понимаешь только одно – кого мы действительно потеряли в лице Владимира Высоцкого.

В эпилоге звучит песня «На Большом Каретном» в исполнении всех участников – а в этом спектакле занято 83 актера МГТ, что напоминает похожую внешне актерскую братию на Таганке.  Круг замкнулся, только… «он не вернулся из боя».