Можно ли передать энергетику Высоцкого?
Вы способны представить, чтобы день рождения Владимира Высоцкого отмечался каждый месяц? Взял на себя смелость заявить об этом народный артист России Сергей Безруков, когда в стенах БКЗ «Октябрьский» шел показ поставленного им спектакля «Высоцкий. Рождение легенды».
Возглавляемый Сергеем Безруковым Московский губернский театр (МГТ) приехал в Санкт-Петербург на гастроли с двумя спектаклями: «Остров сокровищ» и «Высоцкий. Рождение легенды». На показе второго в огромном зале БКЗ был явный аншлаг.
На броской афише определен жанр - музыкальный спектакль. И этому все доказательства налицо: на сцене все 4-х часовое действо находятся профессиональные музыканты Губернаторского оркестра Московской области. И не только они, в конце спектакля подтянутся и другие музыкальные коллективы.
Действие на сцене начинается с главного зачина - видеофрагмента из передачи «Кинопанорама», где Высоцкий на огромном экране начинает исполнять знаковую песню «Я не люблю», а продолжение композиции подхватывают актёры на сцене.
Звучит это мощно, до мурашек, а огромному экранному Высоцкому вторят со сцены и с боковых экранов, установленных в БКЗ, несколько исполнителей этой роли в спектакле: Дмитрий Карташов, Александр Тютин, Антон Соколов, Михаил Шилов, Степан Куликов, Сергей Вершинин, Александр Фролов, Кирилл Новышев. По какой причине режиссер выбрал именно такой прием – разные актеры в тех или иных фрагментах действия в этой роли, гадать не будем, отметим лишь, что для петербуржцев Сергей Безруков вышел на сцену в начале и в конце, и надо сказать в самых акцентных моментах. Но в последние годы, из пяти прошедших со дня премьеры, он в ряде спектаклей вообще не выходит на сцену, возложив ответственность на своих, надо сказать, весьма достойных товарищей-актеров.
Само действие построено в виде мини-спектаклей, поставленных по знаменитым песням. Одной из первых звучит и разыгрывается знаменитая «Баллада о детстве», и так залихватски актеры МГТ изображают коммуналку, что вкупе с бессмертными словами песни припечатывают советский быт по полной программе.
В первом акте песни очень логично иллюстрируют биографию Высоцкого от самых его младых лет: вес 4 кг при рождении, первые стихи, продекламированные им с табуретки, умиляющаяся мама (Елена Киркова), понявшая и принявшая его конфликт с учительницей и подарившая ему первую гитару.
Сам первый акт, продолжительностью в 2,5 часа поначалу идет очень гладко, даже когда в роли первой жены выходит Вера Шпак, и она же исполняет роль Марины Влади. И надо сказать отменно играет. Но когда по истечение 2 часов, на основе того, что Высоцкому в старших классах нравились рассказы Бабеля, разыгрывается длинная сцена свадьбы Бени Крика, а потом идут долгие национальные танцы и песни, народ стал не выдерживать и покидать зал, чему был свидетелем корреспондент «Конкретно.ру». Ради справедливости стоит сказать, что после антракта большинство зрителей вернулись на свои места.
Второй акт уже больше был сосредоточен именно на песнях, объединенных в блоки по темам. Поначалу это комедийные мини-спектакли на основе песен «У телевизора», «Сентиментальный боксер», «Милицейский протокол». Особенно хорошо поставлена песня «Утренняя гимнастика», под которую в 70-е годы вставали поутру наши сограждане. Но смех в зале стихает, когда звучат песни военного блока «Письмо с фронта», «А сыновья уходят в бой» и другие. Причем в этом месте постановщик применил особый прием - специально для композиций «Сыновья уходят в бой» и «Песни о Земле» были сняты небольшие короткометражные фильмы, где актёры театра предстают во время боя в разных ипостасях - пехотинцев и танкистов, командиров и рядовых.
Очень задушевно исполняется «Банька по-белому» на фоне горящего костра на большом экране, который дублируется на боковые экраны. Совершенно по-своему исполняет такую волнующую каждого песню «Он не вернулся из боя» актер Степан Куликов. Вроде только что исполнял роль Вани в сцене с Зиной у телевизора, а здесь это совершенно иной человек…
А накал спектакля продолжает нагнетаться. Казалось бы, уже некуда накручивать нервы, но актеры продолжают «поддавать пару». Надрыв в исполнении Безруковым «Канатоходца», кажется, вот-вот закончится катастрофой и в какой-то момент он вроде срывается со сцены – гаснет и зажигается освещение, спектакль продолжается. И все это уже под появившийся в середине второго акта на сцене уже не оркестр, а рок-ансамбль. Это под его динамичный рокот звучат «Охота с вертолета», Парус» и другие знаковые песни. На лицах части зрителей появляется недоумение, а когда следом звучит уже в стиле рэп стихотворение «Дорогами войны», только молодежь явно это приветствует, а люди постарше удивленно поднимают брови. Как отнесся бы к этому сам Высоцкий – Бог весть.
Музыкальный спектакль с реальным голосом самого Высокого, энергетика личности его бьет даже с экрана, построен так, как будто это фон разыгрываемого действия, которое дополняют, а порой и перекрывают голоса исполняющих эту роль актеров. И как бы они не были хороши в этой роли, понимаешь только одно – кого мы действительно потеряли в лице Владимира Высоцкого.
В эпилоге звучит песня «На Большом Каретном» в исполнении всех участников – а в этом спектакле занято 83 актера МГТ, что напоминает похожую внешне актерскую братию на Таганке. Круг замкнулся, только… «он не вернулся из боя».