Музыкальное достояние в пыленепробиваемых витринах

«Музыкальные инструменты эпохи барокко» - так называлась тема пресс-конференции в стенах Шеретевского дворца, где ныне размещается Музей музыки. Выступления ее участников предваряли презентацию нового раздела постоянной экспозиции Музея.

 

Как известно, Музей музыки является филиалом Музея театрального и музыкального искусства и хранит ценнейшее собрание западноевропейских музыкальных инструментов XVI–XVIII веков. Как напомнила директор СПбГМТИМИ Наталья Метелица, им передали здание Шереметевского дворца в 2009 году в сложном состоянии после размещения в нем в течение долгих лет института Арктики и Антарктики. Некогда великолепное здание привели в порядок и отдали под размещение коллекций музыкальных инструментов.

«Девиз Шереметевкого рода не зря гласит: «Бог хранит все» - сюда начали стекаться замечательные частные коллекции редких инструментов, – сказала директор. - Нам хотелось представить достойно уникальную дворцовую коллекцию, которую начал собирать Александр III, хранившуюся до 1929 года в Эрмитаже. Некоторые инструменты практически не звучали, и получилось, что мы представляли ее фрагменты, но постепенно начали открывать новые залы - эпоха за эпохой. И теперь дошла очередь до музыкальных инструментов эпохи барокко. Инструменты, к счастью, сохранились и они звучат, причем это те же звуки, которые слышала публика 4-5 веков назад. Несмотря на все сложности, музей сумел завершить этот большой раздел экспозиции».

Как уточнила Роза Садыхова, заведующая экспозиционным отделом музея и художественный руководитель проекта, это очень большая работа - новый фрагмент общей экспозиции, о котором они долго мечтали. «На самом деле это единый раздел – музыкальные инструменты европейской традиции от ранних до современных и нам, наконец, удалось соединить несколько частей с открываемой ныне частью экспозиции инструментов эпохи барокко, где собрана очень представительная коллекция с немалым количеством раритетных экспонатов, часть которых до сих пор прекрасно звучат».

Великолепно оформленный в стиле барокко зал предстал перед первыми посетителями выставки. 150 инструментов, самых эффектных и значительных, созданных известными барочными мастерами Амати, Тильке, Оттетером, Тромлицем, Деннером — представлены в новой экспозиции.  Центральное место в зале занимает украшенный росписью трехмануальный клавесин, «душа» барочного оркестра. Вокруг в огромных стилизованных витринах представлены старинные инструменты, которые, благодаря системе зеркал, можно рассмотреть не только анфас, но и с обратной стороны. Гитары, цистры и мандолины расположились напротив витрины с лютнями и архилютнями.


«Очень славно поработал отдел хранения при подготовке этой части экспозиции – сказал Владимир Васильевич Кошелев, хранитель музыкальных инструментов. – Мы работали ритмично и спокойно в запасниках, внимательно ухаживали за этими инструментами, часть из них отреставрировали в целях экспонирования и звучания и поместили их, как я говорю, в пыленепробиваемые витрины». Он продемонстрировал часть инструментов, в частности поперечную флейту, а на кошачьей алеманде самолично исполнил небольшое музыкальное произведение той эпохи.

Отдельная витрина посвящена семейству виол. Рядом с популярными в эпоху барокко деревянными инструментами — флейтами, гобоями, фаготами, серпентами — разместились новомодные барочные кунштюки, например, колесные лиры. Особого внимания заслуживают уникальные клавишные инструменты коллекции: спинет 1532 года, один из трех в мире, дошедших до наших дней, старинные клавикорды, а также одно из ранних пианофорте. «Фортепиано – заслуга эпохи барокко – уточнил Владимир Кошелев – это самое большое достижение данной эпохи – изобретение этого инструмента в 1698 году. Мы гордимся выставленным здесь экспонатом – это вначале был клавесин, а затем он был переделан в фортепиано в Санкт-Петербурге».  

Очень увлекательно он рассказал о необычном инструменте под названием стеклянная гармоника: привод, маховик, чаши, нанизанные на ось, при касании которых влажными пальцами раздаются небесной красоты звуки.

Еще одна витрина – и следующее чудо - представительная коллекция пошеттов – миниатюрных скрипок для учителей танцев в дворянских семьях — такой нет ни в одном другом музее мира.  

Экспозиция «Музыкальные инструменты эпохи барокко» располагается в Старой зале Шереметевского дворца, где в XVIII веке находился танцевальный зал, в котором Шереметевы устраивали вечера с музицированием. Именно здесь звучали привезенные из Европы инструменты, подобные тем, что представлены в экспозиции, а 14 февраля 1797 года знаменитая крепостная актриса Прасковья Жемчугова пела и играла на арфе в этом зале для семьи Павла I.

И очень удачно смотрятся стилизованные в окнах как будто движущиеся тени прежних обитателей и гостей Старой залы дворца, по которой есть еще и мультимедийный тур.