«Виват кино России» - юбилей фестиваля и два фильма из восьми

Третий день в Санкт-Петербурге проходит юбилейный ХХХ Всероссийский кинофестиваль "Виват кино России!", стартовавший с выстрела из пушки Нарышкина бастиона Петропавловской крепости. Это право было предоставлено президенту фестиваля, народной артистке РФ Светлане Крючковой.

 

А вечером того же дня состоялось торжественное открытие фестиваля в БКЗ «Октябрьский». Вчера – 12 мая - начались показы фильмов конкурсной программы, которых всего восемь. На двух из них побывал корреспондент «Конкретно.ру».

Самый романтичный фильм – жаль, что именно такой номинации на данном фестивале нет, а то ее, наверное, можно было бы присудить фильму Александра Балуева «Отель». Известнейший актер, снявшийся до этого более, чем в 100 фильмах, впервые стал режиссером, а также соавтором сценария этой киноленты. В своем кратком выступлении перед первым показом фильма в киноцентре «Москва» Балуев сказал, что в полном смысле слова все же режиссером себя не считает. Развернутых пояснений он не дал, но в ходе просмотра можно было предположить, что и оператор фильма Александр Носовский, и автор музыки к фильму Глеб Матвейчук могут считаться соавторами картины. А снята она по мотивам пьесы Валентина Красногорова «Его донжуанский список».
 Авторы сценария (а кроме самого Балуева это Максим Фролов, оставив саму концепцию: три героя случайно встречаются, чтобы потом осмыслить свою жизнь) в фильме изменили многое. Место действия – кафе - поменялось на отель на морском побережье, суть конфликта, диалоги. У всех трех героев фильма было по несколько предназначений в ходе съемок. Александр Балуев не только режиссер-постановщик, но и главный герой – владелец заброшенного отеля с непонятной судьбой и важной романтической линией. Марина Петренко не только главная героиня - хрупкая и сильная одновременно, но и главный продюсер картины, а третий герой – ее муж Максим в исполнении Глеба Матвейчука, который еще и автор саундтрека к фильму.


Как рассказал Балуев, картина им была задумана давно, но тогда этот проект не состоялся, хотя уже в то время главной героиней была выбрана Марина Петренко. И вот в 2021 году все сошлось: натурные съемки прошли на побережье вблизи Калининграда, обветшавший, но прекрасный в своих деталях отель – это декорации. Журналистка и музыкант, приезжают провести медовый месяц на побережье и, заблудившись, попадают в заброшенный отель, чтобы, узнав о лирической истории странного нелюдимого, на первый взгляд, человека, переосмыслить свою жизнь. Кстати, на этот показ в киноцентре «Москва» был полный аншлаг – бесплатные билеты закончились в первый день их выдачи, но многие ждали у входа, чтобы попасть на свободные места.

Совсем иным по сюжету, настрою и событиям оказался второй конкурсный фильм в день показа 12 мая – это уже ставшая знаменитой картина «Мария. Спасти Москву». Представляя ее, российский режиссер Вера Сторожева сказала, что сама предыстория сюжета – облет на самолете вокруг Москвы с чудотворной иконой Тихвинской Божией Матери в самое страшное время в декабре 1941 года с целью не дать захватить столицу, до сих пор не ясна – миф это или все же такое событие произошло в действительности. Но в центре картины не само это событие, а то, как чудотворная икона Тихвинский Божией Матери была доставлена в Москву из-за линии фронта. Девушка с твердым характером, Мария, служившая в НКВД, получает задание сначала попасть на прием к предсказательнице, которая говорит ей такие вещи, в которые она не может поверить, а потом доставить указанную икону из Торхова, где Мария когда-то жила, в Москву. 


То, как она хладнокровно расправилась еще до этого с двумя мародерами, заставляет поверить, что она может все. В этом уверен и военком в замечательном, как всегда, исполнении Сергея Пускепалиса. Сама же героиня фильма, роль которой играет Мария Луговая, постепенно раскрывается с совершенно иной стороны – хрупкая умница, прошедшая к этому времени тяжелые испытания, потерявшая в репрессиях отца, она к моменту событий в фильме, кажется, искренне верит, что надо быть сталинисткой, и с великой ответственностью берется за выполнение задания найти чудотворную икону и доставить ее в столицу. А вот сколько всего ей предстоит при этом испытать и составляет основную канву всего фильма – искреннего и страшного, с самыми разными характерами героев, но такими цельными как в своей ненависти, так и в любви.