Редкое явление – «Хованщина» в Мариинском

С 24 мая по 17 июля в Санкт-Петербурге проходит ХХХ Международный музыкальный фестиваль Мариинского театра «Звезды белых ночей» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

 

Художественный руководитель фестиваля – народный артист России Валерий Гергиев, он же музыкальный руководитель и  дирижер оперы «Хованщина», которая прошла на сцене руководимого им театра не только посредине срока указанного фестиваля, но и точно в День юбилея Петра 1.

В основу Народной музыкальной драмы, как определил жанр своего произведения в пяти действиях композитор Модест Мусоргский, сам написавший к ней либретто, положена история боярской смуты начала правления Петра Первого, борьба за верховенство царской власти с патриархом, гонения на старообрядцев и раскольников.

История создания оперы не проста – композитор почти закончил ее в 1872 году, но оставалась недописанной небольшая часть в финальной сцене самосожжения, когда его не стало, и уже после смерти Мусоргского оперу завершил и инструментовал Н.А. Римский-Корсаков. Дальше начался непростой путь ее выхода на сцену: в 1883 году он предложил ее дирекции императорских театров, однако предложение было отклонено. «Хованщина» впервые прозвучала в частной опере 9 (21) февраля 1886 года. А сцене Мариинского театра она была поставлена только в 1911 году.   

Прошли годы и в 1960 году Дмитрием Шостаковичем была создана ее оркестровка, в которой она ныне и звучит в Мариинском театре в постановке режиссера Леонида Баратова, в обновленной в 2000 году версии Юрия Александрова. Сохранены декорации художника-постановщика Федора Федоровского.


Начинается опера с симфонического вступления «Рассвет на Москва-реке», когда музыка и декорации передают эпоху конца 17 века и рассвет на Красной площади. Ключевая сцена – боярин Шакловитый (народный артист России Николай Путилин) диктует подъячему (Андрей Попов) донос  Петру 1 на князя Ивана Хованского, сразу задает тональность последующего действия как противостояние ставленников царевны Софьи и Петра 1.

Вскоре площадь уже заполнена народом, все большее число одетых в красное людей начинает нагнетать ощущение угрозы. Красные стены, красный рассвет, в красном стрельцы, под приветствие которых появляется на коне князь Иван Хованский (Михаил Петров). Мощное звучание хора и оркестра доносят тревожные ноты надвигающейся смуты. Но тут же разворачивается и частная драма – сын князя Андрей преследует понравившуюся ему девушку Эмму из Немецкой слободы (Оксана Шилова). И здесь появляется главная героиня оперы Марфа-раскольница в исполнении заслуженной артистки Республики Северная Осетия-Алания Екатерины Семенчук, которая защищает девушку, но не просто из сострадания – она сама давно влюблена в Андрея. И эта драма становится второй пружиной всего действия.

А накал страстей на сцене продолжает расти – уже Иван Хованский ссорится с сыном из-за Эммы, но появляется глава раскольников Досифей и предотвращает драму. Его роль исполняет Станислав Трофимов. Невольно вспоминается, что когда-то эти арии исполнял Федор Шаляпин.

Второй яростный конфликт разгорается во время встречи заговорщиков против Петра 1 между князем Василием Голицыным, фаворитом Софьи и ее же ставленником князем Иваном Хованским. И вновь Досифею удается предотвратить трагедию, тем более, что князь Шакловитый сообщает им весть, что заговор раскрыт и велено сыскать заговорщиков. И тут как будто исполняется пророчество Марфы, переодевшейся гадалкой – что князя Голицына ждет опала. Это действие исполнено настоящего драматизма, арии всех героев звучат великолепно, надрыв  передается с помощью музыки Мусоргского на самом высоком уровне.


 А тем временем в Стрелецкой слободе пьяные стрельцы сначала предаются хмельному буйству, а затем, узнав о приближении петровских войск, бросаются к князю Хованскому за защитой. Их хор, распростертые тела и отказ князя их выслушать, очень впечатляют, когда наперед знаешь их судьбу. И снова сцена заполнена ярким красным светом, он заливает ее всю, предвещая трагедию. А далее очень интересно построены сцены в подмосковном имении князя Хованского: декорации прекрасно изображают старинные боярские хоромы – со столом явств, иконами, поющим хором русских девушек в сарафанах и кокошниках. Но князь не доволен, его гнетут тяжелые думы, и он приказывает привести персидок. Обращает на себя внимание то, что иконы при этом стыдливо задергивают специальной занавеской.

А в Москве ожидают расправу над заговорщиками – площадь вновь полна народа в красных отсветах: стрельцов и всех приспешников Софьи ждет наказание. Хор звучит  мощно и драматично, арии главных героев действа торжествующие, а стрельцы уже склонили головы над плахами. Это выразительная сцена и по своему музыкальному воплощению, и по грандиозности действия: десятки артистов, прекрасные голоса и на пике трагизма вдруг радостная весть – Петр в последний момент решил помиловать стрельцов. Но народная драма, как он определил жанр этой своей оперы, еще впереди. По сюжету Марфа, так и не сумев добиться любви Андрея Хованского, который после смерти отца впадает в панику и просит спасти его, задумывает уйти из жизни вместе с ним. Будучи раскольницей, она понимает, что царь Петр не пощадит их веру и будет вводить новые порядки. Вместе с Досифеем они убеждают раскольников покинуть этот мир в огне. Грандиозная сцена самосожжения, в которой гибнут и Марфа с Андреем, завершает эту народную драму. Могучее звучание оркестра, голоса гибнущих раскольников, это не только трагично, но и завораживающе красиво, передает корреспондент «Конкретно.ру».

«Театр уж полон, полон, ложи блещут» - это все про него, неподражаемый Мариинский театр, куда так стремятся попасть не только гости города, но и никогда не упускают возможности это сделать сами петербуржцы. И не останавливает их даже продолжительность спектакля в 4 часа 40 минут, и опасность опоздать в метро. Сюда приходят те, кто ценит русскую оперу и понимает почему «Хованщину» ставят и исполняют так редко, учитывая сложность постановки и многотрудность исполнения.