Сны и реальность в итальянском кино

Что такое итальянская комедия? В разряд таковых, добавив как еще один жанр – мелодрама, отнесен фильм Лауры Моранте «Счастье быть одной», который вошел в топ 10 итальянских комедий, идущих на сегодняшний день в киноцентре «Родина» в ходе летнего фестиваля итальянских комедий.

 

По сюжету главная героиня фильма «Счастье быть одной» – Флавия, роль которой исполняет сама режиссер  Лаура Моранте – женщина средних лет, которая была дважды замужем. От первого мужа – примитивного Джерардо (Франческо Паннофино), она ушла сама к более интеллектуальному Вилли (Джиджио Алберти), который через несколько лет, ушел от нее к более молодой сопернице. От обоих мужей у нее есть сыновья, к моменту рассказа о ее судьбе в этом фильме - уже взрослые парни. Появляется у нее и третий любимый мужчина (Ламбер Вильсон)  – женатый, встречаться с которым в отелях ей претит, и это заканчивается разрывом их отношений.

И вот Флавия одна, впервые столкнувшаяся с одиночеством. При этом она по-прежнему поддерживает хорошие отношения со своими бывшими мужьями и их женами, а также со взрослыми сыновьями и их девушками, но, несмотря на это, все равно чувствует себя разбитой и одинокой, передает корреспондент «Конкретно.ру».

Она пробует посещать Клуб танго, но часто сидит там одна с розой в руках, означающей, что ее ни разу не пригласили на танец. В этой ситуации она принимает решение принимать сеансы у психотерапевта, роль которого замечательно и совсем не по-комедийному играет Пьера Дельи Эспости, которая очень тонко анализирует состояние и сны героини. А снятся ей окружающие ее женщины – жены ее бывших мужей, девушки ее сыновей, в которых она видит все их недостатки и которые ее в какой-то мере используют.

Вот эти сны героини, снятые в манере чем-то неуловимо напоминающей феллиниевскую атмосферу, добавляют особую нотку в эту несколько некомедийную мелодраму. Яркая красная экзотическая шляпа тоже отсылает к некоторым известным итальянским фильмам, а тонкая ирония в отношении метаний одинокой героини с собачкой на руках, все же вызывает улыбку. Собачка эта приблудилась к ней от молодых соседей, и они с Флавией очень привязались друг к другу, но и здесь ей не везет – преданное существо увозят от нее далеко.

И героиня решается попробовать завязать отношения с настойчивым и расчетливым коллегой по работе в исполнении Марко Джаллини, который довольно цинично рассуждает, что, живя вдвоем, они просто поделят все расходы пополам. Но тут уже сама Флавия все рушит, и это несмотря на то, что очаровательная психотерапевт Грюневальд диагностирует у нее патологическую неуверенность в себе, откуда, мол, идут у нее все беды в жизни.

С помощью очаровательного психотерапевта докторессы Флавиа пробует вновь обрести внутреннюю гармонию, проходя череду казусных ситуаций и неожиданных открытий. С ее помощью она пытается познать себя, вспоминая случай из своего детства, который возможно лег в основу ее теперешних метаний.


С мягкой иронией режиссер Лаура Моранте,  и она же главная героиня, анализирует ситуации в жизни своих бывших мужей, где первый изменят своей новой жене, а второго обманывает его новая жена, сын рассчитывает, что мать купит машину, а он будет ею пользоваться, а сама героиня никак не может сдать на право вождения  из-за своей патологической неуверенности, при этом находит в себе силы всех окружающих поддерживать.

А вот начало и конец фильма совершенно загадочны: первые кадры показывают всех мужских персонажей фильма в черных одеждах и мимо них несут закрытый гроб с….Догадайтесь сами. А в конце фильма героиня уверенно едет за рулем красного автомобиля, на голове красная шляпа, и на дороге ей встречается одинокий красивый мужчина, которого она видела в своих мечтах в танцевальном клубе…

Сны, реальность, а может быть пародия -  каждый волен это интерпретировать по-своему, но для этого надо посмотреть этот неоднозначный фильм.