Константин Богомолов: «Гастроли – это один большой спектакль»

В Александринском театре Санкт-Петербурга по 24 августа 2022 года проходят большие гастроли московского Театра на Бронной.  

 

Петербуржцы и гости нашего города могут посмотреть сразу 4 премьеры этого театра: два спектакля художественного руководителя Константина Богомолова - «Таня» по пьесе А. Арбузова и «Гамлет in Moscow», спектакли по А. Чехову: «Платонов болит» в постановке Александра Молочникова и «Вишневый сад» молодого режиссера Микиты Ильинчика.

Константин Богомолов на встрече с прессой сразу подчеркнул, что они привезли последние четыре премьеры прошедшего сезона, а задача гастролей — презентовать театр в его нынешнем, обновленном, состоянии. Он объяснил, с чем связан выбор постановок, которые привезены петербургскому зрителю на просмотр: «Здесь всегда был очень высокий стандарт качества, возможно, потому, что в Петербурге нет суеты, и очень многие вещи кристаллизуются.  А гастроли – это, в принципе, один большой спектакль. Здесь важны не только отдельные спектакли, но и что между ними и как происходит. Важно настроение, ритм. Мы собирали ритмику показов. Театр – это баланс между желанием нравиться, что вполне естественно для театрального человека, и необходимостью оставаться собой, потому что только так можно сделать что-то настоящее».

Его дополнила Елена Мироненко, директор Театра на Бронной, сказавшая: «Мы привезли все самое новое, что буквально недавно было впервые показано зрителям в Москве. Процесс организации гастролей был несложным из-за прямой коммуникации с Александринским театром, и, мне кажется, что это самый достойный путь, когда театры напрямую друг с другом обо всем договариваются. Помимо спектаклей мы привезли сувенирную продукцию Театра на Бронной, которую можно будет приобрести в память об этих гастролях».

Отвечая на вопросы журналистов Константин Богомолов был искренен и прост, рассказав и о своих главных театральных мастерах и подчеркнув, что работал под руководством Олега Табакова и Марка Захарова. Его мастером во время учебы был Андрей Гончаров. Они значительно внимание уделяли работе со зрителем, а также, по его словам, пытались синтезировать зрительский и художественный театр.


О своих постановках в Петербурге он сказал: «Я пытался убедить зрителя, что мой театр разный и прежде, чем отвергать, надо приглядеться.  Мы с петербургским зрителем перешли от недоверия к взаимному хорошему ожиданию чего-то нового».

Итогом трех лет работы на посту художественного руководителя московского Театра на Бронной Константин Богомолов назвал такой результат: «Сейчас в театре можно заметить циркуляцию живой, доброжелательной, веселой и радостной энергии. Важно сочетание живости театральной жизни и конкурентности учреждения».

Как сообщает корреспондент «Конкретно.ру», побывавшая в первый день гастролей на прогоне поставленного им спектакля «Таня» по пьесе А.Арбузова, именно доброжелательная и веселая энергия идет со сцены в ходе его просмотра.

И дело не только в том, что главные герои пьесы молоды и энергичны, но даже несмотря на довольно серьезные обстоятельства их жизни, в ходе спектакля постоянно чувствуется тот самый советский арбузовский энтузиазм.

Таня (в прекрасном  исполнении молодой актрисы Анны Патокиной) всегда улыбается и ждёт от жизни только хорошего. Мир для нее — такой, каким она хочет его видеть. Ее муж Герман, в исполнении Даниила Чупа,  талантливый инженер, разработавший конструкцию драги для золотопромышленной отрасли. Они кажутся вполне счастливыми 15 ноября 1934 года и спрашивают друг у друга что с ними будет через 4 года в этот день.

 И он показан во второй части спектакля далеко не таким радужным. За это время Таня, которая раньше жила только интересами мужа, бросив медицинский институт, чтобы быть все время рядом с ним, не понимавшая тогда, что ему это уже надоело, в единый миг узнает, что Герман полюбил другую – женщину волевую по характеру, начальника золотого прииска в Сибири. Гордая Таня сама уходит от мужа, так и не сказав ему, что ждет ребенка.

Все, кто смотрит сейчас этот спектакль, поначалу, безусловно, сравнивают его с эфросовской постановкой «Тани», где роль героини играла его любимая актриса Ольга Яковлева, а в роли Германа выступал Валентин Гафт. Но теперь довольно быстро зрители переключаются на новую исполнительницу этой роли Анну Патокину, тем более, что она все время не только на сцене, но и на экране-заднике с онлайн-изображениями крупных планов актерских лиц.

Порывистость Тани, некоторая заторможенность в действиях Германа, бесстрастность при буре внутри Шамановой, роль которой интересно исполняет Василиса Перелыгина – все штрихи их действий и эмоций все время на экране.

И еще один главный герой все время на сцене - это падающий снег, который, как говорит героиня, по вкусу напоминает мороженое. На двух боковых экранах – это то медленно идущий снег за окном квартиры Балашовых в первой части спектакля, то метель, в которую попадает уже доктор Таня в Сибири, когда она спешит на помощь ребенку, а он оказывается сыном некогда горячо любимого Германа. К финалу снег из виртуального (видеопроекция) становится материальным  - искусственные хлопья плотным потоком падают на сцену.

А сына самой Тани от него уже не в живых – он умер в Москве и, как скупо сказано в субтитрах к спектаклю, которые идут тоже крупным планом – растаял как снег в июле. Большой натяжкой показалось, что у обоих сыновей Германа было одно имя - Юрий. Таня так назвала своего сына, зная, что тот очень хотел ребенка и планировал назвать его этим именем. А Герман, не зная о его рождении и смерти, так назвал своего сына от Шамановой. Казалось бы, трагедия, но в спектакле это не проходит красной линией. Он вообще не воспринимается драматично, на первом плане энтузиазм 30-х годов с бравурной музыкой, и легкая грусть как общий фон.

Режиссер взял за основу редакцию 1947 года, где нет политических намеков, хотя нам всем, с нынешним опытом знаний о репрессиях 30-х годов, титры 1934- 1938  говорит о многом. Но в этом спектакле, видимо, такой цели не было – авторский текст только слегка дополнен режиссерскими ремарками и стихотворением самого Константина Богомолова.

Оказывается, есть и такой богомоловский спектакль – никакого эпатажа, тихая лирическая история – вся драма которой внутри, а снаружи сильные волевые люди, преодолевающие все трудности и лишь грустные глаза на крупных планах видеотрансляции заставляют снова и снова возвращаться к их личной драме.

Хорошо бы сравнить стилистику богомоловской «Тани» с впечатлением от второго привезенного к нам его спектакля «Гамлет in Moscow» , который будет показан 23 и 24 августа на основной сцене Александринки.