«Новости малого бизнеса»: За два года число занятых в сфере туризма россиян должно удвоиться

Гиды-переводчики активно уходят из профессии. Если поток иностранных туристов возобновится, то туротрасль ждет недостаток квалифицированных кадров. 


Впрочем, это касается не только мало востребованных сейчас гидов-переводчиков и экскурсоводов. Сейчас в сфере туризма трудятся чуть более 1,5 млн россиян. Согласно нацпроекту, к 2035 году эта цифра должна возрасти до 5 млн. А уже в  2024 году составить не менее 3 млн. То есть фактически в течение двух лет число занятых в туризме  должно удвоиться. При этом ежегодно профильные учебные заведения страны выпускают примерно 50 тысяч молодых специалистов. Эти цифры привел в своем выступлении на состоявшемся в Петербурге семинаре  «Человеческий капитал как основа стратегического развития туристской отрасли»  председатель комитета по предпринимательству в сфере туризма Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Александр Мусихин.  Но это не значит, что сейчас на рынке миллионы вакансий, указал он: ощутим дефицит именно компетентных и квалифицированных специалистов. По некоторым оценкам, больше половины  действующих работников нуждаются если не в переквалификации, то в дополнительном образовании и повышении квалификации.

Говоря о взаимодействии бизнеса и вузов, эксперт указал на тот факт, что менее половины студентов, окончивших профильные вузы, идут работать в туротрасль. 

«Не у всех есть мотивация, кто-то идет просто за высшим образованием, не имея конечно цели остаться в профессии. И работодатели недовольны, что студенты, пройдя практику, что требует со стороны кураторов определенных усилий,  в штате не остаются. С другой стороны, вузам не нравится, что студентов могут привлекать к низкоквалифицированной работе – к примеру, простыми курьерами», - описал претензии сторон представитель ТПП. При этом, по его оценке, ситуация из года в год меняется в лучшую сторону, но проблема остается, передает корреспондент «Новостей малого бизнеса».

Эксперт указал на важность обмена информацией между вузами и бизнесом. Это особенно актуально сейчас, в период серьезных перемен. «Но честно скажу, это сложнейшая задача, потому что  изменения, которые произошли в отрасли за последние два-три года, беспрецедентны», - признал Александр Мусихин. 

Основными трендами, влияющими на профильное образование, он назвал взрывной спрос на внутренние направления и падение въездного туризма.  Говоря о северо-западном регионе,  Мусихин напомнил, что до пандемии его жителями ежегодно оформлялось более 3 млн финских виз. «Приостановка этого процесса дает нашему бизнесу новые возможности,  в частности, строительство коттеджей. И тут тоже понадобятся кадры – это и сервис, и менеджмент, и развитие территорий, и экологический туризм», - перечислил эксперт.

Он также обратил внимание на уход из профессии многих гидов-переводчиков и экскурсоводов - из-за длительного простоя и невозможности реализоваться на внутреннем рынке. «К сожалению, этой категории не помогут никакие меры поддержки, только возврат потоков иностранных туристов, - отметил Мусихин. – Но при восстановлении этих потоков, которое может произойти по разным прогнозам в течение 2-3 лет, мы ощутим дефицит этой категории специалистов». 

В Санкт-Петербургской ТПП много внимания уделяют  налаживанию постоянных контактов между работодателями и вузами. В частности, рассматривается вопрос о создание на базе турфирм, гостиниц и других объектов туризма учебных кафедр, добавил председатель комитета по предпринимательству в сфере туризма.