"Сансет бульвар" на Караванной улице

  Сегодня вечером в киноцентре "Родина" на Караванной улице состоится открытие фестиваля "Film noir. Другая сторона Голливуда". Фестиваль откроется показом фильма "Сансет бульвар" (1950).

  С 17 по 27 февраля в киноцентре "Родина", который в этом году отметит 95 лет с момента основания, пройдет первый в России фестиваль "Film noir. Другая сторона Голливуда". Впервые будет представлено самое эстетское направление в истории мирового кино - film noir ("фильм нуар"). Специально для этого масштабного мероприятия в Россию привезут оригинальные 35-миллиметровые пленки с фильмами-легендами.

     Фестиваль откроется фильмом "Сансет бульвар". Картина Билли Уайлдера, который всем знаком по фильму "В джазе только девушки" - одна из самых ярких и ироничных историй о Голливуде и звездах немого кино. В программе фестиваля также: "Мальтийский Сокол" - первый "черный" фильм; "Асфальтовые джунгли" - одна из первых ролей Мэрилин Монро в большом кино; "Китайский квартал" - фильм знаменитого режиссера Романа Полански; "Убийство" Стэнли Кубрика - почти документально зафиксированная история преступления и другие фильмы. Первые картины в жанре "нуар" появились в Америке в начале Второй мировой войны. Этот жанр отражал напряженную атмосферу в обществе - следствие нестабильности жизни военной и послевоенной поры. Нуары стали полной противоположностью оптимистичным голливудским мюзиклам и комедиям. Сюжеты, темы и персонажи кинематографический нуар унаследовал от "черных детективов" Дэшила Хэммета и Раймонда Чэндлера, выходивших в межвоенные десятилетия огромными тиражами, и гангстерских фильмов 1930-х годов, отличаясь от них, тем не менее, по стилю и по образам. Визуальные приемы и мотивы привнесли немецкие экспрессионисты - режиссеры и операторы, бежавшие в 30-е годы от нацизма из Австрии и Германии в Америку.

     Фильмы, создаваемые в новом стиле, быстро завоевывают признание и к середине 1940-х годов становятся очень популярными среди зрителей. Жесткие истории с детективной интригой, брутальные мужчины с мрачным прошлым и роковые женщины (femmes fatales), ослепительно красивые и несущие смерть, пришлись по вкусу послевоенной публике. Визуальное совершенство нуаров - контрастное освещение, необычное построение кадра, неожиданные ракурсы, резкие монтажные соединения - завораживает и по сей день. Фоном для стремительно разворачивающихся любовных страстей служат городские джунгли - казино и полицейские участки, сомнительного вида отели, кафе и рестораны. Словно туго сжатая пружина, раскручиваются отношения между главным героем и коварной, таинственной красавицей. Рискованная игра, затеянная героинями, приводит к гибельной развязке, а в финале звучат не победные фанфары, а полицейская сирена или звуки выстрелов. Черно-белый "фильм нуар" - изысканный, циничный и стильный - точно отражает мучительные метания и разочарованность людей послевоенного времени.

     С конца 1950-х годов это направление переживает упадок и возрождается в 1970-е годы, когда война во Вьетнаме породила новое потерянное поколение. Лишенные иллюзий герои, безжалостные и уязвимые, вернулись на большой экран; только теперь за место под солнцем начали бороться энергичные, умные, независимые и невероятно соблазнительные женщины, нарушающие все социальные нормы. Но главным в нео-нуарах остается стиль, а точнее - тончайшая стилизация ушедшего времени.