Артезианские скважины в питерском метро отремонтируют по новой технологии

Из-за повышения уровня грунтовых вод возникло избыточное давление, которое может привести к затоплению тоннелей.

 

В петербургском метрополитене продолжаются работы по капитальному ремонту системы артезианских скважин, служащих для обеспечения автономного водоснабжения предприятия. Основной источник водоснабжения подземки – трубопровод ГУП «Водоканал», по которому на объекты подземки поступает большая часть водных ресурсов для хозяйственно-бытовых и технических нужд. Однако по правилам водоснабжение метрополитена должно обеспечиваться непрерывно в любой ситуации. Поэтому на предприятии существует и альтернативный источник воды – артезианские скважины.

Через скважины поступает вода из Гдовского водоносного горизонта, расположенного на глубине около 180 метров. Для добычи воды необходима глубокая скважина, которая могла бы пройти через солидный преграждающий слой, состоящий из кембрийской глины. Резервные скважины метрополитена имеют глубину 200-245 метров. Часть оборудования расположена на участках с так называемой «агрессивной средой» и подвергается воздействию солей и минералов, которое может привести к появлению коррозии.

Как правило, плановые профилактические осмотры оборудования проводились специалистами Электромеханической службы метрополитена в условиях нормального давления. Но из-за повышения уровня грунтовых вод возникло избыточное давление, которое на ряде скважин достигало уровня 8 атмосфер (такое давление может привести к выбросу 80-метрового фонтана воды). В таких условиях восстанавливать оголовки скважин стало очень опасно, так как возникла реальная угроза подтопления тоннелей.

Специально для решения этого вопроса работники Электромеханической службы метрополитена совместно с экспертами Ленметрогипротранса разработали новую технологию. Теперь на скважинах с избыточным давлением реконструкция проводится в два этапа. Сначала устанавливаются новые мощные насосы, с помощью которых регулируется и снижается уровень давления, а затем специалисты приступают к основному ремонту, включающему замену оголовков.

Заменить таким способом оборудование на всех артезианских скважинах подземки планируется до 2017 года.