Законопроект о соцобслуживании бездомных: хотели как лучше, получилось как всегда

Игорь Карлинский, консультант по социально-правовым вопросам организации «Ночлежка», считает, что принятие закона в том виде, в каком его предложили авторы, лишит бездомных социального обслуживания.

 

На прошлой неделе «Наша версия на Неве» сообщила, что «Единая Россия» внесла в городской парламент законопроект «О внесении изменений в закон Санкт-Петербурга «О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге»». Документ, в частности, предполагает получение социальной поддержки гражданами без определенного места жительства. Действительно ли предлагаемые изменения пойдут на пользу этой категории населения? В РБОО «Ночлежка», уже много лет помогающей бездомным в нашем городе, считают, что нет.

Проблемы начинаются прямо с определения получателей помощи. Игорь Карлинский, консультант по социально-правовым вопросам РБОО «Ночлежка», отмечает, что, во-первых, данное в законопроекте определение не стыкуется с федеральным законодательством. 

Во-вторых, согласно определению, для получения помощи бездомный не должен иметь как регистрации по месту жительства, так и регистрации по месту пребывания. Однако организации социального обслуживания, в частности, дома и отделения ночного пребывания, предоставляют временную регистрацию. Складывается парадоксальная ситуация: человек, попавший в дом ночного пребывания как бездомный, после регистрации там теряет основания для получения помощи, предназначенной для граждан без определенного места жительства, так как (по предложенному определению) перестает таковым быть.

Наконец, как следует из предложенного определения, гражданин должен будет подтвердить не только отсутствие регистрации, но и то, что у него нет прав ни на какое жилое помещения в России, причем не только права собственности, но  и иных.  Росреестр дает справку о наличии или отсутствии собственности за 5 дней (по регламенту). Госпошлина составляет 1500 рублей, если справка дается в бумажном виде, и 600 – если в электронном. Для бездомного, нуждающегося в срочном социальном обслуживании, эти сроки - неприемлемы, а расходы – неподъемны.

Еще большая проблема возникает с тем, где и как получить справку о наличии или отсутствии жилья на ином вещном праве: договоры  найма (поднайма), социального найма, безвозмездного пользования не подлежат госрегистрации.

Фактически, гражданин без определенного места жительства лишится возможности подтвердить свой статус, а, следовательно, и права на социальные услуги, предусмотренные для бездомных.

Можно, конечно, предположить (хотя шанс этого и мал), что обязанность подтверждать отсутствие регистрации и прав на жилые помещения у гражданина возьмут на себя госорганы. В этом случае на бюджет лягут дополнительные расходы, и тогда законопроект требует губернаторского заключения, которого, как видно из базы законопроектов городского парламента, получено не было. Кстати, на это в своем заключении обратило внимание и Юридическое управление Законодательного Собрания, которое впрочем, не заметило несоответствия проекта федеральному законодательству.