В Петербурге умер каждый второй «афганец»

На 29 января 2019 года в Петербурге проживал 2881 ветеран афганской войны. Спустя день из жизни ушёл один из них. С простым именем Иван, из Солнечного. Многочисленные вооружённые конфликты на территории бывшего Советского Союза и за его пределами, лихие девяностые, а в основном – болезни, вызванные военными травмами разной тяжести, крепко проредили строй. 

Дают о себе знать эти потери и в самой массовой в Северной столице общественной организации «БОЕВОЕ БРАТСТВО». Сегодня в ней состоят 1726 членов, из которых 454 ветеранов боевых действий. Безусловно, к ним можно прибавить ещё некоторое число комбатантов, которые не получили официальный статус, закреплённый в федеральном законе. 

Например, к ветеранам до сих пор не относятся тех, кто воевали в Приднестровье и Нагорном Карабахе, будучи советскими военнослужащими принимали участие до конца 1991 года в вооружённых конфликтах в Узбекистане и Таджикистане, выполняли миротворческие миссии в Югославии и Абхазии в условиях ведения боевых действий. То же самое относится и к добровольцам Донбасса, хотя им статус ветерана боевых действий точно не светит – как и когда-то участникам интербригад, воевавших в Испании.

Ветеранами испанских интернационалистов, кстати, признали лишь через много десятилетий, а официальное отношение к ним в то время наглядно характеризуется приказом наркома обороны СССР, маршала Клемента Ворошилова: «Во исполнение постановления Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 20 февраля 1937 года «о запрещении выезда и вербовки добровольцев в Испанию», ПРИКАЗЫВАЮ: …Всем состоящих в рядах Рабоче-Крестьянской Красной армии военнослужащим рядового, командного и начальствующего состава запретить выезд в Испанию для участия в происходящих в Испании военных действиях».

Если же вернуться к печальной статистике наших дней, то среди всех ветеранов боевых войны, состоящих в петербургском отделении «БОЕВОГО БРАТСТВА», насчитывается 206 «афганцев».

Похоже, не лучшим образом сказались на внимании к ветеранам афганской войны осенние перемены в Смольном. С одной стороны, нельзя не признать, что в отличие от Георгия Полтавченко новый градоначальник Александр Беглов открыто поддержал комбатантов в их стремлении не допустить коммерческую застройку парка Интернационалистов. На ноябрьской встрече с врио губернатора депутат Игорь Высоцкий передал ему обращение Санкт-Петербургского Комитета ветеранов боевых действий, под которым подписалось двадцать общественных организаций, выражающих интересы участников самых разных войн и вооружённых конфликтов.

Вскоре после этого Смольный инициировал поправку в региональный закон о ЗНОП, за которую проголосовали 49 из 50 членов петербургского парламента. Единственный в России парк, носящий имя интернационалистов, который был заложен ещё во время афганской войны и где установлено два монумента – погибшим «за речкой» и бойцам спецназа, удалось сохранить от превращения в очередной коммерческий объект.

Впрочем, эту победу нельзя считать окончательной. Ведь необходимо чётко определить границы парка, оформить кадастр, определить, на чьём балансе должны находиться воинские памятники, провести комплекс землеустроительных работ и дополнительного озеленения. Только в таком случае зелёная зона, в защиту которой выступили как минимум десять тысяч местных жителей, превратится в полноценный парк.

Можно ли рассчитывать, на то, что Смольный выделит 300 млн из городского бюджета (а именно эту цифру называют эксперты), чтобы со временем парк Интернационалистов стал не менее ухоженным, чем Парк Победы на Московском проспекте? Вряд ли такая сумма найдётся единовременно. Однако если вспомнить, что свою первую поездку по городу в качестве врио губернатора Беглов совершил в Парк Боевого Братства, возложив цветы к памятникам 25-летней годовщине вывода советских войск из Афганистана и воинам 6-й роты 76-й дивизии ВДВ, определённая надежда на это есть.

К предстоящему юбилею, 30-летию вывода, Смольный намерен вручить 40 ордеров на квартиры семьям «афганцев», нуждающихся в улучшении жилищных условий. И это тоже показатель готовности новой команды городских управленцев идти навстречу ветеранам, даже когда в бюджете не хватает денег на другие программы.
С другой стороны, явным диссонансом кажется то, что впервые за много лет в канун памятной даты в Смольном нет конкретного плана проведения официальных мероприятий. За две недели до 15 февраля, с 2011 года отмечающийся в стране как День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, чиновники не могут сообщить представителям ветеранских организаций дату и время проведения общегородского концерта в БКЗ «Октябрьский». 

Недавние кадровые изменения в петербургском правительстве не дают и приблизительного представления, кто именно из руководителей Северной столицы будет принимать участие в акциях памяти, которые состоятся в разных концах города. На вопросы ветеранов афганской войны в последнее дни звучит примерно один и тот же ответ: сейчас завершаются памятные мероприятия по случаю 75-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, подождите немного.

«Афганцев» в Петербурге немного. В годы той кампании на войну старались призывать побольше парней из провинции и поменьше из Москвы и Ленинграда. Чтобы приходящие цинки без лишнего внимания отправлялись на сельские погосты. Например, на 01.02.2019 в Татарстане насчитывается 11504 ветерана войны в Афганистане (при населении в 3,9 млн человек), а в Тверской области – на конец 2018 года проживают 3614 шурави (при населении меньше 1,3 млн человек).

Ивана из Солнечного, который только что подпортил и без того невесёлую официальную статистику, похоронят в колумбарии. У него не осталось родных.

2880 ветеранов афганской войны на шестимиллионный город. Это так мало. Ниже пресловутого процента допустимых потерь личного состава во время общевойсковых учений, который продолжают опровергать официальные лица оборонного ведомства. И с каждой неделей всё меньше. Сколько доживут до юбилейной даты?

Кирилл Метелев, «Конкретно.ру», фото автора