Блокадные дневники звучат в «афганской» штаб-квартире

Уникальный спектакль, основанный на записках 14-летней Гали Зимницкой, дают актёры театра-студии «Паровоз» в помещении Региональной общественной организации ветеранов МВД афганской и чеченской войн. Первыми зрителями стали ленинградцы, пережившие страшное время блокады.
Премьера этой работы состоялась ещё месяц назад. В небольшом зале на полсотни мест, где действие идёт в двух шагах от зрителей. Здесь, на набережной реки Фонтанки, 119, в «афганской» штаб-квартире с недавних пор служит Мельпомене труппа театра-студии «Паровоз».
– Существует очень много спектаклей про блокаду, в основу которых легли дневники людей переживших её. Режиссёры и драматурги с разных углов освещают те страшные события, но одно остается неизменным: «человек в предлагаемых обстоятельствах», – говорит руководитель коллектива Ирина Никишина.
Работа театра-студии тоже основана на документальных свидетельствах очевидцев. Точнее – в основу спектакля «БлокАДа» положена история 14-летней Гали Зимницкой, которую она запечатлела в своём блокадном дневнике.
Как рассказал корреспонденту «Конкретно.ру» руководитель Региональной общественной организации ветеранов МВД афганской и чеченской войн Игорь Дембовский, постановку молодых актёров тепло приняли непосредственные участники тех событий. После каждого спектакля жителей блокадного Ленинграда приглашали обсудить эту творческую работу за чашкой чая. По-домашнему.
Что чувствовали тогда люди в осаждённом городе? О чём мечтали? Как пытались выжить?
– Они такие, как и мы с вами, с такими же желаниями, недостатками, слабостями. Но попав в экстремальную обстановку, в нашем случае в «обстоятельства блокады», человеческая сущность оборачивается самой неожиданной стороной, – размышляет Ирина Никишина. – Например: любящий отец забирает хлебный паёк у своих маленьких детей, обрекая их на неминуемую смерть. А хрупкая старушка наоборот, находит в себе силы тяжёло работать, к тому же делить свой хлеб с домочадцами…
По мнению Игоря Дембовского, спектакль заслуживает того, чтобы показать его на большой сцене. Ведь искреннюю и пронзительную работу театра-студии «Паровоз» пока смогут увидеть лишь сотни горожан, и то в течение нескольких месяцев. Ветераны боевых действий готовы поддержать актёров по мере своих сил и возможностей, однако вряд ли этого будет достаточно, чтобы спектакль «БлокАДа» увидел массовый зритель. Возможно, удастся обратить внимание на него чиновников из городского Комитета по культуре.
«Этот дневник я, четырнадцатилетняя девочка, вела во время блокады Ленинграда. Очень хочется, чтобы осталась память о ребятах, ушедших из жизни так рано. И ещё хочется ответить на вопрос, однажды заданный мне: Вот ты гордишься, что пережила блокаду. А почему ты её пережила? Почему тысячи людей погибли от голода, а ты осталась жива?» – написала Галя Зимницкая, бережно сохранив для потомков эпизоды тех дней.
Небольшой зал на полсотни мест и «БлокАДа»…
Кирилл Метелев, фото автора и театра-студии «Паровоз»