За капитана Берега – огонь!

Подлое убийство капитана Игоря Мангушева в начале февраля в ЛНР вызвало большой резонанс. Из Госдумы ушёл депутатский запрос в адрес главы СКР Александра Бастрыкина с просьбой взять расследование дела под личный контроль. «Конкретно.ру» в первую годовщину начала СВО вспоминает «Берега» и разбирается в ситуации.


Первая донбасская кампания 2014-15 годов был богата на колоритных командиров. Казачьи атаманы, вчерашние вышибалы или певцы в хоре, бандиты и поэты становились во главе партизанских отрядов, которые занимали города и заменяли собой украинскую власть, повалившуюся под натиском народного восстания. 

Многие стали героями народных республик, но немало из них погибли. Официально обычно заявлялось, что от действий украинских ДРГ – как в случаях с Алексеем Мозговым или Павлом Дремовым. Однако многие в этом сомневались, вспоминая конфликты командиров с местным руководством. Нынешняя война выглядит иначе, сегодня в ней уже полновесно действует российская армия и дух той бунтовской романтики 14-го года не особенно чувствуется в кровавых сражениях с участием десятков тысяч человек. Но есть исключения – как Игорь Мангушев (Берег). Точнее, увы, был…

От Москвы до самых Банги и Бейрута

Автор немного знал Игоря ещё лет 20 с небольшим назад, когда мы оба участвовали в подготовке издания исторического сборника о российском флоте. Вообще деятельность Мангушева была крайне разносторонней. Заметный активист русского националистического движения в Москве, равно не терпевший, по собственному признанию, «и оппозицию, и власть». Один из основателей знаменитой военизированной группировки ЕНОТ corp, политтехнолог и медиаменеджер (сотрудничавший некоторое время со структурами Евгения Пригожина, за что его уже после смерти ошибочно называли «соратником» бизнесмена). Участник донбасского ополчения 14-го года и даже организатор первого конкурса красоты в Центрально-Африканской республике... 

В 2018 году Игорь работал в ЦАР, где создал популярный медиапроект – радио «Ленго Сонга» (входит в топ-3 по стране) и устроил конкурс красоты «Мисс Центральная Африка». Финансировала всё это, по некоторым данным, одна из российских горнодобывающих корпораций, имеющая интересы в регионе. В общем, занимался тем, что называется – продвижение России в Африке с помощью «мягкой силы». 

В последние годы Мангушев жил с супругой Татьяной в Ливане, он любил Ближний Восток, знал арабский язык, прекрасно разбирался в хитросплетениях местной общественной жизни. Другой политтехнолог – Виктор Васильев – вспоминает, как Игорь знакомил его с Бейрутом, уже в качестве экскурсовода: «Хорошо зная историю гражданской войны в Ливане, причины конфликта и текущие взаимоотношения между различными общинами страны, он проводил экскурсии «для своих». Экскурсия включала в себя рейд по заброшкам, погружение в историко-религиозные причины гражданского противостояния всех против всех в Ливане, и конечно же посещение знаменитых баров Бейрута».

С началом спецоперации – 2 марта 2022 года – Мангушев собрал в ливанской столице массовый митинг в поддержку России с участием как русской диаспоры, так и местных жителей. Это была одна из первых акций такого рода в мире. Кадры с неё крутили по федеральным каналам, а независимые патриоты, которым власти не согласовывала акции в поддержку СВО в Москве и Петербурге, грустно шутили, что «митинги за Россию можно проводить везде, кроме России». При этом наши дипломаты и спецслужбы были к организации акции непричастны – в данном случае лично Мангушев и выступил в роли той самой «мягкой силы», собрав народ через свои личные контакты. 

В те же дни Игорь в одиночку преспокойно отправился уже на украинскую акцию протеста у посольства РФ в Ливане. Есть ролик, где он беседует с разгневанными активистами: «Да, всё, хватит уже, российская армия зашла, конец». Свидомые долго не могли поверить, что разговаривают с капитаном армии ЛНР, как он им честно отрекомендовался. Поступок очень в духе Игоря – наглый, вызывающий и красивый.


В окопах с «Сурикатами»

Приехав в Донбасс, Мангушев взял себе позывной «Берег» и создал уникальное подразделение противодронной борьбы «Тактические сурикаты». Почему так? А просто боец в окопе, пытающийся «уловить» специальным ружьём вражеский беспилотник, напоминает внешне зверька, который стоит на задних лапах, озирая окрестности. Это был совершенно новый для народных республик опыт, по словам Игоря, местные жители в ДНР смотрели на бойцов с их специфическим оборудованием, как на сумасшедших.

Сейчас объяснять, какую роль в боевых действиях играют коптеры и насколько перспективно данное направление, наверное, никому не нужно. Отметим ещё раз: всё делалось Игорем с опорой на собственные силы – поиск финансирования, создание подразделения, закупки оборудования. Ни Минобороны РФ, ни руководство народных республик к этому отношения не имели. 

Одновременно Берег наряду с бывшим одесским политзаключенным Владимиром Грубником, луганским ополченцем и специалистом по связи Андреем Морозовым (Мурзом) и другими стал заниматься гуманитарными проектами. 

«Наши не придут. Все наши – это мы», – девиз, предполагающий, что гражданское общество само должно помогать бойцам, не ожидая ничего от государства с его бюрократией, воровством и провалом в снабжении войск, ставшими очевидными всем, более или менее причастным к СВО. Итогом стало создание целой мощной структуры помощи фронту, занимающейся от поставок защищённых систем связи до пошива маскировочных сетей. 

Как человек Мангушев напоминал этакого благородного корсара со страниц приключенческого романа про XVII век. Помнится, в жарком августе находящийся в увольнении капитан – непременно с сигарой в одной руке и бутылкой виски в руке – вваливался в донецкий бункер нацболов (в подразделении сурикатов служат в том числе сторонники Эдуарда Лимонова) и орал: «Врубите музыку». Почему-то ему особенно нравилась популярная в конце 80-х группа Scorpions – и бункер оглашался гимном Перестройки Wind of change. Нынче, кстати сказать, престарелые немецкие рокеры убрали из композиции упоминание Москвы, заменив её, разумеется, Украиной.

Гигантским скандалом закончилось выступление Берега на Лимоновских чтениях в Донецке. Там Берег по-гамлетовски беседовал с черепом одного из ликвидированных в Мариуполе боевиков «Азова» (запрещён в РФ): «Зачем ты пошёл против своих, бедный Йорик? Мог бы сидеть с нами, веселиться, пить водку, но теперь уже это невозможно». Всё это вызвало неоднозначную реакцию в России и ДНР, а украинцы и вовсе пожаловались на перформанс в ООН. Что довольно странно, учитывая видео с реальными убийствами российских пленных, которые регулярно появляются на украинских ресурсах. «Они мне шлют в Телеграме эти фото с пытками, обещают такую же судьбу и тут же утверждают, что это я бесчеловечен», – удивлялся капитан.

Кстати сказать, Мангушев вел в «телеге» паблик «Записки авантюриста», где нещадно костерил как неприятеля, требуя убивать побольше свидомых, так и российское военно-политическое начальство. Цитировать его в СМИ практически невозможно, но народу нравилось – у паблика было почти 60 тысяч подписчиков.


Драма под Стахановым

Берег, как и всякий человек на фронте, понимал, что в любой момент может покинуть этот мир. Требовал, чтобы на его похоронах тоже была музыка, веселье, море алкоголя и «никаких кислых щей». И погибни капитан в бою или при обстреле – не было бы ничего удивительного, но ему была уготована иная смерть. 

Далее будем аккуратны, пытаясь реконструировать событии ночи с 3 на 4 февраля и следуя известным фактам. Вечером в пятницу Мангушев посетил любимое им заведение «Апшерон» в городе Стаханове. Заметим, это глубокий тыл ЛНР. Он был один и без оружия. 

Берег садится в свою машину и едет в сторону соседнего Кировского (небольшие шахтёрские городки там переходят один в другой, создавая практически одну большую агломерацию). В дороге его догоняет некая другая машина, по авто Мангушева из неё стреляли, остались следы от пуль. Вскоре прибывший на место сотрудник ДПС, а затем и наряд полиции нашли авто Игоря в кювете.

Берег находился на переднем сиденье – ему стреляли в затылок из пистолета. На заднем сиденье была кровь. То есть, вероятно, после остановки и стрельбы из пистолета в затылок его закинули на заднее сиденье, машину перевезли и скинули с дороги, перетащили тело на переднее сиденье. 

Через несколько дней – 8-го февраля – Мангушев, не приходя в сознание, скончался в больнице.

В сети сразу же появились разные вбросы о том, что Берег якобы скандалил на блокпосте (которого на этой трассе никогда не было) или об украинской ДРГ – что тоже выглядит как минимум странно. Друг покойного Андрей Морозов предполагает, что капитан стал жертвой ограбления. Действительно, такие случаи известны. Учитывая, что денежное довольствие в войсках сейчас неплохое, то существуют группы преступников, которые специализируются на том, чтобы отобрать зарплату у какого-нибудь офицера. Но зачем убивать? 

По логике Морозова, после разблокировки телефона Берега они поняли, что имеют дело с известным командиром и общественным деятелем, испугались ответственности и решили спрятать концы в воду. 


Честь мундира СКР

Так или иначе ясность должен внести Следственный комитет России, у которого есть все данные на руках, однако активных действий по расследованию инцидента не производится. При этом тему с убийством Мангушева поднимают как многие известные военкоры, так и представители власти. Депутат Государственной думы Анастасия Удальцова направила заявление главе СКР Александру Бастрыкину (есть в распоряжении редакции) с просьбой взять расследование дела под личный контроль. 

В чём-то история Берега – если принять версию Морозова об убийстве «своими» – напоминает нам об Александре Бардодыме. Поэт из ордена куртуазных маньеристов, ставший добровольцем Абхазской войны 1992-93 годов, был убит в гостинице Гудауты другими добровольцами с Северного Кавказа за отказ продать подаренный абхазами автомат АКСУ. Автор бывал в Гудауте и на военном мемориале в Новом Афоне, и все там говорят именно об этом, да и в России много писали о данном деле. Но официально преступление осталось нераскрытым, убийца не найден. 

И здесь важно добиваться, чтобы в отличие от Бардодыма история с Мангушевым была расследована до конца. Ведь народные республики вошли в правовое поле Российской Федерации. И в них должен действовать Закон (с большой буквы). Тем более в случае столь подлого и наглого убийства капитана ВС РФ преступников необходимо найти и показательно осудить. Так что речь идёт именно о чести мундира СКР…

Руководство ЛНР почему-то отказалось прислать на прощание с Берегом почётный караул и дать в его честь оружейный салют. Потом было тихое отпевание без посторонних в Москве и столь же тихие похороны. Однако по разошедшемуся в Телеграмм призыву многие подразделения, с которыми сотрудничал Мангушев, салютовали артиллерийскими ударами по позициям ВСУ: «За капитана Берега – огонь!»

Так говорил капитан – избранные цитаты Игоря Мангушева

«Больше «сурикатов» – меньше вражеских дронов. Меньше вражеских дронов – меньше потерь. Меньше потерь – скорее победа». (Украина.ру, октябрь 2022)

«Война – это мозги. И лопаты. При наличии мозгов и лопат можно свести на нет любое техническое преимущество противника». (Лента.ру, декабрь 2022)

«Если они (депутаты Госдумы – прим. ред.) по 10% от задекларированных своих денег скинут, то на это можно всех одеть и снарядить, как имперский космодесант. Я прям вижу легендарную луганскую пехоту в экзоскелетах, в силовой броне, с винтовками Лобаева в одной руке и пушкой Гаусса в другой. И миллионы дронов»... (тг-канал Zаписки авантюриста, сентябрь 2022)

«Я уже старый человек и люблю воевать с комфортом». (Лента.ру, декабрь 2022)

«Я начинал всю эту движуху в 2014 и хочу досмотреть до конца из первого ряда. Ну и вообще, какой кипеш без меня?» (тг-канал Zаписки авантюриста, 26 января 2023)

Андрей Дмитриев, «Конкретно.ру», фото из архива автора, а также тг-каналы Zаписки авантюриста, Приzрак Новороссии