Плетка Сталина на сцене…

Не секрет, что многочисленные разоблачения, которые были опубликованы военкорами в блогах и тг-каналах, сегодня стали реальным подспорьем для проведения чистки в Минобороне. Между тем, похожую функцию во время Великой Отечественной войны выполнила пьеса «Фронт» Анатолия Корнейчука и снятый по ней одноименный фильм братьев Васильевых.

Пьеса нужная – заказал Верховный

Победное наступление Красной армии под Москвой сменилось в мае-июле 1942 года серией тяжелых поражений. Под Любанью погибла в окружении безуспешно пытавшаяся прорвать блокаду Ленинграда 2-я ударная армия. Между Ржевом и Вязьмой та же судьба постигла 39-ю армию и часть сил 33-й армии. На Харьковском направлении были разгромлены главные силы Юго-Западного, Южного и Крымского фронтов. Гитлеровцы захватили Донбасс, вошли в Воронеж и полностью оккупировали Крым. 

В Кремле отреагировали на складывающуюся обстановку жестко. Помимо прочего в приказе наркома обороны Сталина №227 «Ни шагу назад» от 28 июля говорилось, что многие советские люди «проклинают Красную Армию за то, что она отдает наш народ под ярмо немецких угнетателей, а сама утекает на восток». И что «немецкие войска имеют хорошую дисциплину, хотя у них нет возвышенной цели защиты своей родины, а есть лишь одна грабительская цель  покорить чужую страну, а наши войска, имеющие возвышенную цель защиты своей поруганной Родины, не имеют такой дисциплины и терпят ввиду этого поражение». 

Раньше представить, что Верховный главнокомандующий заявит такое, было немыслимо. Но он словами не ограничился. И заградотрядами и штрафбатами, о создании которых шла речь в конце приказа, тоже. 

С 24 августа 1942 года главная советская газета «Правда» начала печатать пьесу «Фронт» драматурга Александра Корнейчука. В ней герой гражданской войны генерал Горлов демонстративно пренебрегает разведкой и связью, не понимает методов ведения современной войны, и побеждать стремиться не умением, а числом. Генерала окружают подхалимы с характерными фамилиями: журналист Крикун, начальник связи фронта Хрипун и начальник разведотдела Удивительный (вполне в стиле русской классики с ее Молчалиным, Обломовым и Скотининым – прим. авт.). Безграмотный самодур едва не проваливает наступление, но ситуацию спасает молодой талантливый командарм Огнев, которого Москва ставит на место комфронта. 

Пьесу поставили сразу 22 театра, автор получил Сталинскую премию, тут же передав ее в Фонд обороны, а создатели знаменитого «Чапаева» – режиссеры и сценаристы Васильевы взялись за экранизацию. 

«Фронт», между прочим, возмутил многих видных военных, включая маршала Тимошенко и генерала Конева (маршалом он стал в конце войны), однако Сталин заявил, что пьеса нужная. Потому что сам ее и заказал, а 20 августа 1942 года лично вручил Корнейчуку текст со своими поправками. Ну, а уже в победной 45-ом, в боях в Венгрии, один из эпизодов спектакля неожиданно стал реальностью. Отрезанная от главных сил 2-го Украинского фронта конно-механизированная группа генерала Плиева, вместо того, чтобы отступать назад, пошла по вражеским тылам, вынудив гитлеровцев оставить города Арад и Дебрецен – точно так же действовала и армия Огнева. 

Чрезвычайно интересны в пьесе намеки на грядущее примирение советского государства с Русской Православной Церковью. Сын командующего фронтом, лейтенант Сергей Горлов называет своих подчиненных апостолами, и когда о его гибели узнает отец, библейские мотивы видны налицо. Да еще и мерзавец Удивительный, готовя донос, злорадно упоминает, что объект его интриг – сын дьякона. 

В фильме тема звучит еще ярче. В блиндаже у «апостолов» на праздничной елке установлена не звезда, а настоящий рождественский ангелочек. И боец его не снимает, а заговорщицки подмигнув зрителю, лишь заменяет крылышки автоматом и каской. 

Чапаев на защите Родины

Чрезвычайно интересны во «Фронте» и параллели с главным фильмом Васильевых. 

Вот Чапаев: «Я вам где командир? Только в строю. А на воле я вам товарищ. Ты приходи ко мне в полночь, за полночь. Я чай пью – садись чай пить. Я обедаю – пожалуйста кушай. Вот какой я командир. Правильно я говорю? Правильно! А то я ведь академиев не проходил. Я их не закончил».

А вот Горлов: «Делай что хочешь. У меня все по-простому, интеллигентщины не терплю, все по-солдатски. Кури, пей, крой матом, но чтобы дело шло… А я ведь человек простой и скромный. Я начал воевать, окончив «университет» – три группы на селе. И больше никаких университетов не проходил. Воевать учился не в академиях, а в бою. Я не теоретик, а старый боевой конь. За границей один обозреватель недавно по моему адресу сказал следующее: «Командующий Горлов не укладывается в рамки обычного представления». Эти буржуазные спецы никак не могут понять, как Горлов, человек от земли, с земляным нутром, не академик, не теоретик, бьет хваленых немецких генералов – и теоретиков и академиков».

Очень похоже, только хвастовства прибавлено, да вместо чая курево с выпивкой. Горлов – выживший, зазнавшийся и закосневший Чапаев? С одной стороны, может и да, но сам Василий Иванович упоминается отдельно рядом как раз с Огневым, а в фильме того не случайно играет именно исполнитель роли Чапаева Борис Бабочкин. То есть, постаревший чапаевский двойник противостоит его же молодой копии!

Для советского кино того времени ход абсолютно новаторский. А по своему содержанию «Фронт» актуален до сих пор. Например, такой эпизод:

«Горлов (читает) «Не хотят понять те, кому должно знать, что сегодня командовать без настоящей радиосвязи невозможно. Это не гражданская война». Болтун! Что он знает о гражданской войне? Под стол пешком ходил, когда мы четырнадцать держав били. И побьем любого врага, и не радиосвязью, а геройством, доблестью! А он расплакался: командовать нельзя. Что ж, научим.

Крикун. Ай-яй-яй!..

Хрипун. А вот только подумайте (читает) «Только наша отсталость, тупость отдельных командиров и начальников мешает поставить радиосвязь на должную высоту. Все условия для этого есть».

Крикун. Ай-яй-яй!.. Это же критика командования.

Хрипун. Это еще было бы ничего, а вот... (читает.) «Радиосвязь, как и вообще связь, у немцев хорошая, и нам надо учиться у врага и обогнать его» (почти дословное повторение слов Сталина о дисциплине – прим. авт.). Вы понимаете, что это значит? Вот прочитает любой боец, командир. Что он скажет о своей связи? Подымет ли это его боевой дух? Для чего нам пропагандировать фашистскую связь, кому это нужно?»

Или такой:

«Орлик (начальник политотдела армии – прим. авт.). Вероятно, танковый корпус идет к нам.

Огнев. О нем забудьте, его фронт ищет и найти не может.

Орлик. Почему?

Колос (командир кавалерийского корпуса – прим. авт.). А вы не знаете, какая у нас связь? Меня дважды хоронили, объявляли убитым.

Орлик. Вы тоже виноваты.

Колос. Как? У меня одну станцию разбомбили, а другая испортилась, а должен я иметь не две, а двадцать две.

Орлик. А теперь сколько у вас?

Колос. Хватит! Хрипуна за горло взял – нашли. У нас все так: ничего не дадут, хотя склады полные трещат. Все ждут, чтоб за горло взяли, да покрепче, да так, чтоб глаза на лоб полезли, – тогда дают и еще хвалят. Как купцы когда-то: умереть можешь перед ним – и не посмотрит, а как за бороду удалось схватить – сразу мошну откроет, в ноги кланяется и благодарит».

И еще вот такой эпизод: 

«Удивительный. Подумайте, кто бы мог ожидать, что лишимся танкового корпуса? Ведь все данные разведки говорили за то...

Благонравов (начальник штаба фронта – прим. ред.). Не говорите. Какие данные? У нас никогда не было серьезных данных. В этом наше несчастье.

Удивительный. По-вашему выходит, что у нас вообще разведки не существует.

Благонравов. Если говорить правду, на нашем фронте ее нет. Передовые части видят, что делается у неприятеля, только до первого бугра, а что за бугром – чаще гадают. Мы, если бы не авиация, совершенно бы ничего не знали. А авиаразведка не в силах все сделать, не говоря уже о том, что данные авиаразведки сами нуждаются в проверке.

Удивительный. Я с вами не согласен. Даже удивлен. Сводки, которые я каждый день готовлю для вас, для...

Благонравов (перебивает). А я их решил не читать. Довольно! Надо принимать самые серьезные меры. Не то нас с вами будут судить. Настоящая разведка – это всегда пятьдесят процентов успеха, а иногда и все сто. Только дурак этого не понимает. А мы же – слепые люди. Позор!

Удивительный. Странно. Выходит, мы...

Благонравов. Да, да. Дураки. Я – потому, что с вами работаю. Вы же – от природы такой... удивительный».

Осталось фамилии поменять

Еще бы добавить про беспилотники и радиоэлектронную борьбу – и в любой тг-канал наших военкоров текст пьесы отлично встанет. После нынешней чистки в Минобороне, очевидно, что критика блогеров, которых принимает лично Президент, применена как информационное сопровождение этого процесса. 

Корнейчук и Васильевы 80 лет назад и окопные журналисты сейчас играют роль своеобразной плетки для военачальников. Кроме того, и «Фронт», и визиты военкоров в Кремль призваны, похоже, показать, что в неудачах во многом виноваты именно отсталые (или вороватые) генералы, которых глава страны, прислушавшись к гласу народа, меняет на более профессиональных и честных.

Юрий Нерсесов, «Конкретно.ру», фото из открытых источников