Жители блокадного Ленинграда: «Бесхозные» трупы складывали в парадных

К началу 1944 враг создал глубокоэшелонированную оборону с железобетонными и деревоземляными сооружениями, прикрытыми минными полями и проволочными заграждениями. Советское командование организовало наступление силами войск 2-й ударной, 42-й и 67-й армий Ленинградского, 59-й, 8-й и 54-й армий Волховского, 1-й ударной и 22-й армий 2-го Прибалтийского фронтов и Краснознаменного Балтийского флота. Привлекались также авиация и партизанские отряды.

            Цель операции состояла в том, чтобы разгромить фланговые группировки 18-й армии. Затем действиями на кингисеппском и лужском направлениях завершить разгром ее главных сил и выйти на рубеж р. Луга. В дальнейшем, действуя на нарвском, псковском и идрицком направлениях, нанести поражение 16-й армии, завершить освобождение Ленинградской области и создать условия для освобождения Прибалтики.

            14 января советские войска перешли в наступление с Приморского плацдарма на Ропшу, а 15 января от Ленинграда на Красное Село. После упорных боев 20 января советские войска соединились в районе Ропши и ликвидировали окруженную Петергофско-Стрельнинскую группировку врага. Одновременно 14 января советские войска перешли в наступление в районе Новгорода, а 16 января - на любанском направлении, 20 января освободили Новгород.

            В ознаменование окончательного снятия блокады 27 января 1944 в Ленинграде был дан салют.

            Святой долг помнить такую цифру: зимой 1944 года в Ленинграде оставались 652 тысячи жителей. Из двух с половиной довоенных миллионов.

 

            Из дневника Клары Рахман

            4 января 1942 года.

            Четвертый день нового года. Начался он для меня ужасно: 1-го числа слег папа. Пришел врач и сказал, что у него воспаление легких и сильное истощение. Мне кажется, он не выдержит. В таких условиях: без света, без воды, без хлеба поднять его ужасно трудно. Вчера и сегодня стоят ужасные очереди за хлебом. Говорят, что на хлебозаводах нет топлива. В общем, пришла наша гибель.

Вчера я ходила в поликлинику, так там лежат 5 человек мертвых. Лежат прямо на полу, открытые, страшно синие, руки скрюченные. Жуть! Долго так будет продолжаться?!!!!

Сегодня я у себя нашла 2 вши. Наверное, скоро умру. Как не хочется умирать! Папа с каждым днем тает и тает, слабеет и слабеет. Как посмотрю на него, так слезы и катятся. Ну, что мы можем сделать с мамой одни.

            20 января 1942 года.

            Сегодня чувствуется некоторое улучшение. Дали 400 гр. муки рабочим и 100 гр. иждивенцам.

Ходила на 3-ю Советскую к дедушкиному мастеру и видела очень интересную картину. По улице ехал извозчик, и к его коляске сзади была привязана другая лошадь. Вероятно, она была больная, т. к. упала и почти не двигалась. Скоро она почти перестала дышать, и мужик ей перерезал горло. Сам же после этого уехал, оставив лошадь на дороге. Через некоторое время около этой лошади стал собираться народ. Потом кто-то принес нож и начал резать лошадь. Что тут началось!!! Со всех сторон бежал народ с ножами, топорами. Скоро вокруг лошади собралось столько народу, что было не протиснуться. Ее рвали, резали, кромсали.

 

            Воспоминания Ирины Шелепиной

            Дворники работали всю блокаду, они ходили по квартирам - искали мертвых. Дворники складывали «бесхозные» трупы прямо в парадных, или во дворах, потом приезжали грузовые машины и забирали тела. Оставшиеся в живых родственники обычно сами отвозили «своих» покойников на приемные пункты. По улицам постоянно возили на санках тела, завернутые в простыни, или в одеяла. Водопровод и канализация в домах не работали. Все отходы жизнедеятельности люди сваливали во дворы, а если не было сил, то прямо на лестницу, поэтому запах в подъездах стоял жуткий.

 

            Воспоминания Александра Четкова

            Бомбежки и артобстрелы – это, конечно, страшно. Но все же главными врагами населения были голод и холод. Именно из-за них город потерял почти миллион мирных жителей. Голод подступал постепенно. Нормы выдачи продуктов постоянно снижались и достигли минимума в конце ноября, когда дети и иждивенцы стали получать в день те самые знаменитые 125 г хлеба. Это был очень маленький кусочек, ничего общего не имеющий с обычным хлебом. Явно чувствовалось, что в нем очень много примесей. Совсем недавно в печати появился рецепт блокадного хлеба: мука ржаная дефектная 45%, жмых 10%, соевая мука 5%, отруби 10%, целлюлоза 15%, обойная пыль 5%, солод 10%. В Ленинграде были очень большие запасы технической целлюлозы, ранее предназначенной для бумажных фабрик, а также древесных опилок. В начале ноября профессор Ленинградской лесотехнической академии Василий Иванович Шарков по заданию Смольного за одни сутки разработал метод переработки технической целлюлозы в гидроцеллюлозу, из которой затем получался пищевой сахар, а из него богатые белком и витаминами дрожжи. Сам же рецепт блокадного хлеба был исследован и утвержден Научно-исследовательской лабораторией пищевой гигиены во главе с доктором медицинских наук Апполинарией Александровной Адамовой.

 

            При подготовке материала использовалась информация с сайта Блокадный дневник.

            Ежедневная общероссийская газета «Новые известия»