Надо создать министерство по делам ветеранов

    "Ветеранский" сегмент нашего гражданского общества настойчиво требует осмысления своей роли. Это вызвано прежде всего естественным уходом ветеранов Великой Отечественной – в этом году они отмечают, возможно, последнюю в своей жизни "круглую" дату Победы. Но после них остаются структуры, требующие уточнения своего предназначения. Ведь они, сохраняющие пока свое значение, создавались в иной исторической обстановке. Ветеранские организации всегда дополняли органы соцзащиты, теперь же они выполняют скорее ритуальную функцию. Об общественно-мобилизующем, а тем более – системно-воспитательном значении ветеранских организаций многие сегодня говорят в основном в прошедшем времени.

    Значение роли ветеранов тем более велико, что преемники "солдат Победы" – участники корейской, вьетнамской, ангольской, эфиопской кампаний – вообще не замечены страной. А последующие за ними "афганцы" и "чеченцы" и вовсе оказались на общественном распутье. Первым пришлось просто выживать, стараясь не запятнать себя сомнительными коммерческими и политическими соблазнами. Вторыми тем более никто не восхищался – особенно после первой кавказской кампании, будто бы специально начатой для того, чтобы ее проиграть. Да и вторую выиграли совсем не плакатные "сыны Отечества", мало задумывавшиеся о своей "державо-спасительной" роли.
    Но кроме них, сегодня ни одна из идеологических структур не может взять на себя роль общегосударственного воспитателя. Партии? Им бы разобраться в собственной идеологии. Церковь тоже, увы, не стала кафедрой для наставничества – тем более что внутри нее еще не завершена "гражданская война". Да и патриотизм – категория более деятельная, чем просто нравственность. Для школы эта роль всегда была на втором плане – ей бы побороть культурное одичание молодежи! Не проще ситуация с РОСТО и еще менее структурно устоявшимися военно-спортивными клубами. Их и без того ограниченные возможности требуют "централизации". Поэтому нет смысла перечислять структуры – например, те же СМИ, – которым тем более не по плечу роль "идейного наставника".
    Получается, что в отсутствие готовой национально-мобилизующей структуры и при очевидной в ней потребности, пожалуй, только ветеранское сообщество в состоянии эту роль исполнить. Что мы имеем в виду под национальной мобилизацией? Прежде всего комплекс мер информационно-психологической защиты духовно-исторических ценностей страны и содержательное обоснование их важности для ее будущего. Общество остро нуждается в национальной идее, внятно объясняющей, почему мы должны "хранить Россию". Речь ведь не о Конституции (которую, увы, мало кто читал). И не об "отеческих гробах", которые воспринимаются скорее траурно, нежели вдохновляюще.
    Во-вторых, это система гражданского воспитания. Она предполагает не школьно-назидательное, а практическое овладение молодежью навыками здорового общения – например, через спорт, культурную и клубно-образовательную структуры. Короче, через все, что воспитывает гражданскую активность, лидерские качества и, главное, – личное достоинство члена общества. Ведь пресловутые "семья и школа" "выпускают" в лучшем случае законопослушного индивидуала, а улица – пусть и "коллективиста", но далеко не всегда чтущего Уголовный кодекс.
    В-третьих, это военно-прикладная подготовка молодого поколения, компенсирующая вдвое сокращенный срок военной службы. Сюда относится и налаживание прямых связей между учебными заведениями, производственными коллективами, теми же военно-патриотическими клубами и воинскими частями. Такая работа позволит призывнику понять, что его ждет в армии. Пока же разборка автомата Калашникова с последующим угощением призывника гречневой кашей выглядит скорее как дискредитация военно-гражданских связей, нежели как пропаганда – ведь на дворе уже XXI век!
    Не меньшее значение имеет социально-защитная составляющая национальной мобилизации. Стоит ли ветеранам дублировать медиков с пенсионными фондами в придачу? Однако грамотное нормативно-правовое, а заодно и шефское сопровождение всей жизни военнообязанного и ветерана со стороны единого центра должно вытеснить из этой сферы правозащитников. Кстати, Россия – едва ли не единственная исторически "умудренная" страна, не имеющая ни культуры, ни структуры шефства над своими защитниками.
    Сегодня только в Петербурге существует около 200 официальных и неформальных структур бывших сослуживцев по горячим точкам. Конечно, ветераны менее всего склонны поддаваться на уговоры о "переобъединении". Голословных призывов они не приемлют, ибо свой долг перед страной уже выполнили. Но из разрозненных клубов "министерства" не создашь, тем более что многие ветераны не представляют более широкого круга общения. И здесь таится потенциальная проблема – нынешнее сосуществование однородных, но финансово и социально разнящихся организаций может привести к обострению их соперничества.
    Современная ветеранская организация должна обладать и идеологией, и функциональным аппаратом, но главное – поддержкой из госбюджета. Для начала требуется законодательно объединить все поколения ветеранов боевых действий. Эта задача кажется неподъемной – учитывая пестроту ветеранских рядов, а также ограниченность государственных средств на эти цели. Но если этого не сделать, общество может ожидать серьезный "водораздел", который пройдет фактически по поколениям. Укрепит ли это государство? Поэтому действовать придется настойчиво, но взвешенно, чтобы государственное призрение не обернулось презрением наиболее нуждающихся, достойных и еще полезных для дела.
    Все это требует не простого укрепления ветеранских ассоциаций и клубов, а учреждения нового органа исполнительной власти на уровне министерства (агентства) по делам ветеранов. И этот орган будет призван выполнять сразу несколько функций, необходимых государству, – политико-административную, воспитательную, социальную, а также государственно-представительскую. Именно эти функции возложены на подобные госструктуры в США, Великобритании, ФРГ, Китае, Японии и многих других странах. Странах, имеющих богатый опыт военных сражений и не намеренных терять его понапрасну.

    Борис Подопригора, участник событий в 7 кризисных зонах, заслуженный военный специалист России, "Невское время"