08.08.08. – Былая война с торжественным напутствием

Над Муринским парком светило солнце. Всем, кто решил в этот день побывать на военно-патриотическом мероприятии «День миротворца», политически активные женщины раздавали поздравления от заместителя главы администрации Калининского района по социальным вопросам Елены Раховой, которая осенью собирается занять депутатское кресло. У центрального входа расположились БТР-80 и БРДМ. Интеллигентные питерские бабушки терпеливо ждали, когда начнут раздавать бесплатную кашу из полевой кухни. Повсюду группами передвигались люди, привычно обращаясь со стрелковым оружием. Так совершенно органично чувствуют себя домохозяйки с обязательными сумками для снеди. Бойцы в линяном камуфляже из Санкт-Петербургской молодежной общественной военно-патриотической организации «Красная Звезда» изображали мужественных российских миротворцев и гнусных «наймитов НАТО» – грузинских агрессоров, развязавших войну в Южной Осетии. Среди деревьев витал дух милитаризма…

Нет вопросов – молодежная организация «Красная Звезда» отработала организацию мероприятия на пять баллов. И выставка стрелкового оружия, и самодеятельные песни короткой войны из акустических колонок, и нашивки противоборствующих сторон. И конечно же, реконструкция боя. Нельзя сомневаться и в том, что наши немногочисленные миротворцы, которые неожиданно оказались в ночь с 7 на 8 августа 2008 года под ожесточенным огнем грузинских военных, держались мужественно и достойны уважения от своих соотечественников. И все-таки гложет изнутри какое-то несогласие с назначенным сверху праздником в Муринском парке.

Отсюда, спустя три года, та августовская война видится так. Подразделение российских миротворцев численностью в 300 человек и пришедшая им на помощь тактическая группировка в составе 800 военнослужащих при поддержке едва вооруженных гражданских ополченцев наголову разгромила 18-ти тысячную грузинскую армию, подготовленную инструкторами НАТО. На днях Дмитрий Медведев в беседе с журналистами заявил, что лишь благодаря воле российского Президента войска не вошли в Тбилиси, а Михаил Саакашвили еще остается правителем этой страны. Возможно, я цитирую слова главы государства немного вольно, но смысл произнесенного сводился примерно к такой трактовке событий.

Вообще-то, история началась с взаимных обстрелов и взрыва грузинской полицейской машины. Не исключено, инцидент был тонко продуманной провокацией, а может – одним из звеньев долгого и обманчивого затишья, которое на войне, как правило, сменяется огнем и грохотом. В результате грузинская армия и полиция попытались пройти через миротворческий пост российских войск, чтобы стабилизировать обстановку в Цхинвале. Ведь когда на улицах уже стоят танки, мало кому захочется воевать. Наши солдаты никого не пропустили, исполняя свой служебный долг. И попали в ожидаемую переделку. К утру бОльшая территория Южной Осетии превратилась в зону ведения боевых действий.

Если же быть точными, то грузинская армейская группировка насчитывала 12000 человек. Ей были приданы 4000 полицейских. Из вооруженных сил, не занятых в конфликте, у Грузии оставалась одна бригада, дислоцированная вблизи Абхазии. И практически никаких резервов. С точки зрения военного искусства, отправить всю армию в бой – не слишком дальновидная идея.

Достаточно быстро Россия перебросила в Южную Осетию воинский контингент, практически сравняв его численность с войсками противника. В войне приняли участие 14000 российских военнослужащих, около ста танков, еще столько же самоходных артиллерийских установок, свыше сорока РСЗО, до 400 БМП и 200 БТР. В качестве трофеев нам досталось 65 танков, более 20 БМП, две бронемашины Cobra, около 10 установок ПВО, и несколько десятков минометов и различных артиллерийских орудий, включая две 152-мм самоходные гаубицы Dana и 203-мм самоходную пушку 2С7 «Пион». Из военного порта Поти были выведены малоразмерные быстроходные катера и штурмовые лодки, а более крупные корабли взорваны. На грузинской авиабазе в Сенаки уничтожили взлетно-посадочную полосу.

Конечно, никакие цифры о войне не заменят собой горечь потерь. По уточненным официальным данным в пятидневной войне погибли 64 российских солдата и офицера, 162 жителя Южной Осетии, 335 военнослужащих грузинской армии. Значительная часть этнических грузин, которые проживали до вооруженного конфликта в Цхинвале и близлежащих селах, вынуждены до сих пор ютиться в лагерях беженцев, расположенных недалеко от Тбилиси. Это мне пришлось увидеть собственными глазами.

Как проходил День миротворца в Муринском парке, засвидетельственно на фото. Но немного грустно оттого, что миротворческие операции России в разных странах мира, где гибли наши солдаты, свелись только к юго-осетинскому конфликту. А может быть, так начинается очередная предвыборная кампания, и Елена Рахова пафосно обращается: «Миротворцы – это строители будущего всех людей. От их благородной работы зависит наше спокойствие и уверенность, что ни один локальный конфликт не перерастет в уничтожение человечества…»

А это ведь так обыденно – просто выполнять свой воинский долг. Даже когда бывает очень страшно и совсем не хочется проявлять героизм. И родина, быть может, когда-нибудь вспомнит о тебе. И если будет нужно государству – наградит. Или расскажет, как триста бойцов в полном окружении бились с полчищами агрессоров, поздравив своих граждан с еще каким-то Днем.

Этот высокий парень выглядел в Муринском парке немного растерянным. И будто бы стеснялся, что надел свой армейский жетон. Он смотрел, как под натиском камуфлированных «миротворцев» разбегаются камуфлированные «грузины». Это было очень похоже на войну… Очень… Похоже…

    Кирилл Метелев, «Конкретно.ру», фото автора