Тем, кто был «за речкой»…

В минувшую пятницу, 12 сентября, в парке воинской славы был торжественно открыт памятный знак в честь 25-летия вывода советских войск из Афганистана. На языке того времени всё звучало немного иначе – ограниченный контингент, с честью выполнив воинский долг, вернулся «из-за речки» на родину…

Четверть века прошла. Это для тех, кто пересёк границу в замыкающей колонне. А для многих, вернувшихся домой ещё до завершения афганской кампании, – и того больше. Чтобы объяснить, зачем офицеры и солдаты 40-й армии шли под пули, советские идеологи к месту вспомнили ушедшее в небытие понятие – «воин-интернационалист», так в годы Гражданской войны называли иностранцев, вставших под красные знамёна. В декабре 1979 года знамёна были теми же, но иностранцами оказались мы сами.



Первый проект памятного знака, инициатива установки которого в парке воинской славы принадлежала членам петербургского отделения «Боевое Братство», был рассмотрен на заседании рабочей группы по вопросам монументально-декоративного, художественного и информационно-рекламного оформления, комплексного благоустройства городской среды ещё в декабре 2013 года. Тогда эксперты не смогли прийти к общему согласию и отправили вариант будущей скульптурной композиции на доработку. Предполагалось, что памятник будет выполнен в виде стилизованного моста, соединяющего Афганистан и Советский Союз. По этому мосту прошла из Хайратона в Термез февральская колонна с командармом Борисом Громовым.

Депутат ЗакСа Игорь Высоцкий, возглавляющий в Санкт-Петербурге отделение «Боевого Братства», утверждал, что к юбилейной дате установить монументы собирались сразу в нескольких регионах страны. А появился в результате – только один. Здесь, в парке воинской славы, на пересечении улиц Джона Рида и Бадаева.

Символично, что сам парк, разбитый три года назад, находится рядом с «афганским» домом, который в середине 90-х был почти полностью заселён ветеранскими семьями. Таких много-этажек в городе – на пальцах одной руки пересчитать. Конечно, с момента того, как в него въехали ветераны ОКСВА, прошло почти два десятилетия. Кто-то переехал, чья-то семья распалась, часть новосёлов, особенно инвалиды, рано ушли из жизни. Тем не менее, можно быть уверенным в том, что у памятного знака всегда будут собираться люди, для которых Афганистан – это не только название малоизвестного государства на Среднем Востоке.



Окончательный вариант памятного знака высотой более пяти метров выполнен из бронзы и гранита. Его авторы – скульптор Владислав Маначинский и архитектор Анатолий Чернов. Цепочка советских солдат выходит из ущелья прямо к гранитным плитам, на которых начертаны названия мест, где велись боевые действия. Они выходят к нам, бронзовые парни из восьмидесятых, обращающиеся друг к другу по-простому: «Бача». Живые и вернувшиеся домой в цинках. Ещё стыдящиеся своих инвалидностей и не успевшие привыкнуть к тому, как позвякивают медали на гражданских пиджаках.

«Этот знак – знак памяти тех, кто не вернулся с афганской войны. Но это ещё и знак памяти тех, кто сегодня, слава Богу, с нами. Тех, кто прошёл горнила этого страшного испытания и не сломался. Кто выжил, и сегодня вместе с нами строит новую Россию, по-настоящему сильную, гордую, великую. Я от имени всех жителей нашего города хочу сказать вам огромное спасибо!» – обратился к собравшимся на церемонии открытия памятного знака врио губернатора Георгий Полтавченко.



А потом к подножию памятника легли цветы. Они устлали гранитные плиты, сплошным ковром – прямо под ноги бронзовым парням: друзьям и ровесникам из нашей былой общей родины.

«Слава солдатам Отечества» было написано на транспаранте, закреплённом на конструкциях Термезского моста «Дружба». И за ним оставался Афган…

 

      Кирилл Метелев, фото Автора,"Наша Версия на Неве", № 35 (343), от 15.09.-21.09.2014