Он опозорил НАТО

В ночь с 11 на 12 июня 1999 года 206 российских десантников, которые входили в состав международных миротворческих сил в Боснии, совершили дерзкий марш-бросок и заняли стратегический косовский аэропорт Слатина, на несколько часов опередив британские подразделения НАТО. Позади оставались полтысячи вёрст, впереди – полная неизвестность. А возможно и крупная вооружённая стычка. Командовал операцией гвардии подполковник Юнус-бек Евкуров. 

На десантных форумах в Интернете он по-прежнему остался Юрой. Так кликали Евкурова, после срочной службы в морской пехоте поступившего в десантную Рязань. Почти семь лет Герой России Юнус-бек Баматгиреевич Евкуров – глава Республики Ингушетия. Ему, боевому десантному генералу, нынче приходится думать, например, о том, как дать образование маленьким ингушам, чьи родители безграмотны. Или заниматься вопросами развития туризма. И каким образом привлечь в северокавказскую республику, постепенно приходящую в себя от многолетних боевых действий, перспективных инвесторов.

Первым делом вошедший на вершину власти Евкуров отказался от пышной инаугурации, призвав представителей духовенства и местных жителей содействовать в нормализации послевоенной обстановки в Ингушетии. Через год его взорвали сторонники свободной Ичкерии на федеральной автодороге «Кавказ» – начинённая взрывчаткой машина протаранила кортеж. Тяжелораненого Юнус-бека Евкурова доставили самолётом в Москву, выходили и снова направили заниматься в республику государственными делами. Но один раз в год, на День ВДВ, глава Ингушетии надевает свой голубой берет. Тот самый, памятный, в котором он опозорил НАТО.

В 1999 году Югославию раздробили на части. Сербам, обвинённым в этнических чистках, было предписано вывести войска с территории Албании. Получив отказ, американцы начали бомбить города в самом центре мирной Европы. В июне войска НАТО вознамерились через Македонию войти на территорию Сербии, ключевым пунктом для переброски контингента должен был стать аэропорт Слатина. Только на его взлётно-посадочную полосу могли приземляться самолёты военно-транспортной авиации.

Понятно, что в Вашингтоне никому не была интересна позиция России, продолжавшей воевать на Северном Кавказе и выступавшей за целостность Югославии. В мае 1999 года Юнус-бек Евкуров, который находился в составе миротворческого контингента в Боснии, получил секретный приказ. Ему надлежало скрытно проникнуть и взять под контроль аэропорт Слатина у сербского города Приштина, удержав его до подхода основных сил.

В распоряжение Евкурова поступили восемнадцать бойцов спецназа. Задача была выполнена. И когда стала известна дата высадки войск НАТО в аэропорту – 12 июня, из Боснии в сторону Слатины на пятнадцати БТРах и тридцати пяти автомашинах спешно выдвинулся сводный батальон российских десантников.

На границе Боснии и Югославии находился американский блокпост. Янки ошарашено глядели, как мимо них идёт колонна бронетехники под российскими флагами. Сербы забрасывали десантников цветами и празднично громыхали петардами. С албанского аэродрома Кукес взревел двигателями военно-транспортный самолёт С-130К «Геркулес». На его борту, как позже сообщали британские СМИ, находилась группа английских спецназовцев SAS, которая должна была опередить шедший из Боснии маршем российский десант. Однако из-за смещения груза «Геркулес» разбился сразу при взлёте. А сводный батальон ВДВ, ничего не ведавший об инциденте в Кукесе, уже почти добрался до Приштины.

К семи утра 12 июня 1999 года все помещения аэропорта Слатина были захвачены десантниками. Батальон занял круговую оборону, организовал блокпосты и приготовился встречать разозлённых натовцев.

Вскоре появились вертолёты. Британцы попытались высадить спецназ, но российские БТРы устроили на аэродроме настоящие погонялки в духе Кэмэл-трофи, не позволяя геликоптерам зависнуть ни на минуту.

Через несколько часов к Слатине подошла колонна бронетехники НАТО. С другой стороны приблизились британские танки. Генерал Майкл Джексон, командовавший группировкой НАТО на Балканах, отважно вышел вперед, повернулся спиной к российским десантникам и начал указывать танкам, как им следует двигаться к блокпосту. В ответ британец услышал что-то не совсем миролюбивое от одного из бойцов ВДВ, а бронетехника была взята крылатой пехотой в прицел ручных гранатомётов.

Командующий силами НАТО в Европе американский генерал Уэсли Кларк потребовал от Джексона выбросить русских из Слатины, но тот ответил, что не собирается начинать Третью мировую войну.

Предполагалось, что на помощь сводному батальону Юнус-бека Евкурова будут тут же переброшены из России две дивизии ВДВ. Однако члены НАТО Венгрия и Болгария не предоставили воздушный коридор для российских Ил-76. И 206 десантников ещё некоторое время оставались один на один с военной махиной североатлантического альянса.

Именно этот отважный марш-бросок заставил НАТО согласиться с присутствием российских военных на Балканах. С 15 октября 1999 года аэропорт Слатина стал международным, а в Приштине разместился штаб Российского воинского контингента. Наши миротворцы находились в Косово до 2003 года. Все участники операции по захвату стратегического аэропорта были награждены специально учреждённой медалью «Участнику марш-броска 12 июня 1999 г. Босния-Косово».

Чтобы понять, почему столь важную для страны миссию доверили десантнику Юнус-беку Евкурову, достаточно взглянуть на его служебную биографию.

Сразу по окончании Рязанского училища лейтенант Евкуров отправился ликвидировать межнациональные конфликты в Азербайджане, Абхазии, Северной Осетии и Ингушетии. В должности начальника штаба 217-го полка 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии воевал в первую чеченскую кампанию. Однажды, находясь в разведке с группой десантников, вызволил из плена обнаруженных в руках боевиков двенадцать российских военнослужащих.

После памятного марш-броска на Приштину он получил назначение на должность заместителя начальника разведки штаба воздушно-десантных войск. В 2004 году, окончив Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации, стал сначала заместителем, а потом и начальником разведуправления штаба Приволжско-Уральского военного округа. Генерал-майор ВДВ Юнус-бек Баматгиреевич Евкуров награждён орденами Александра Невского, «За военные заслуги», орденом Мужества, Красной звезды, двумя медалями «За отвагу» и другими правительственными наградами.

 

     Кирилл Метелев, журнал «Командор» №1, 2015 (учредитель – СВВА «Афганвет»)