Плакат из-под Дебальцево…

Андрей Камаев встал в одиночный пикет напротив входа в Генеральное консульство Украины первым. Как и полагается председателю общественной организации, насчитывающей в Санкт-Петербурге уже более 300 ветеранов. Война закончилась для него 1 февраля 2015 года под Дебальцево, но не отпускает и сейчас. В воскресенье «Ветераны Новороссии» вышли с плакатами к дипломатическому представительству в поддержку жителей Донбасса.

Тогда он бежал за танком, прилетела мина, из-под Дебальцево тяжелораненого Камаева с гангреной переправили сначала в Ростов-на-Дону, а оттуда бортом в Военно-медицинскую академию. Левую ногу спасти не удалось, и теперь ветеран Новороссии учится жить заново.


– Дерьмо протез, – лаконично отзывается о своей новой ноге Андрей, но при этом продолжает стоять напротив флагштока с жевто-блакитным полотнищем, как оловянный солдатик. Вместо большого дома на Урале – квартира-студия на самой окраине Петербурга, вместо постоянной работы и стабильного заработка – пенсия в 9 тысяч рублей и общественная деятельность в организации, где собрались такие же добровольцы.

Сейчас Камаев даже не может точно сказать, почему променял ту, прежнюю жизнь, на эту нынешнюю. Летом 2014 года он вдруг понял, что надо ехать в Донбасс. Не от себя бежал, отправился совершенно осознанно. В сентябре уже был на той стороне, как раз начались активные боевые действия…

А едва приладил Андрей к культе неудобный протез, снова поехал в воюющий край, теперь с гуманитарным грузом. Такие поездки – одно из основных направлений деятельности региональной общественной организации «Ветераны Новороссии». Продуктами и лекарствами забивается под самую крышу небольшой внедорожник, и вперёд.

Ещё недавно, вспоминает Камаев, переправить в Донбасс гуманитарку было попроще. Теперь она поступает туда организованно, исключительно через российское МЧС. А волонтёры могут доставить что-либо только на себе или своей машине. Поэтому если груз большой, приходится останавливаться в Ростовской области и взад-вперёд пересекать границу на легковушке.

Впрочем, по словам Андрея Камаева, всю гуманитарку можно было бы не тащить через пол-России, а закупить гораздо ближе. Но добросердечные люди настолько потеряли веру в различные фонды, что не готовы поделиться с организаторами благотворительных миссий не вещами, а деньгами. Кстати, чтобы добраться до Донбасса и обратно, «Ветераны Новороссии» тратят примерно 40 тысяч рублей. Скидываются со своих гражданских пенсий или заработков, часто случайных.

Почему случайных, объясняется просто – примерно половина тех, кто воевал в Донбассе, имеют украинское гражданство. В непризнанных республиках таких добровольцев трудоустраивают неохотно, мол, если приехал воевать за нас с западных регионов Незалежной, так защищай в окопах. Или езжай дальше – в Сирию…


Обратно, в украинские города и посёлки этим ветеранам уже не вернуться – их ждёт уголовное преследование, а Россия принимает не слишком радушно, стараясь официально отодвинуться от какого-либо участия в вооружённом конфликте. Не имеют права неграждане и выражать на территории чужой страны публично свой протест. Поэтому группа молодых людей стоит неподалеку от Андрея, но без плакатов – пикетчиками им не быть.

На теперешнюю жизнь Камаев не жалуется. Говорит, раз пошёл добровольцем, то самому и расхлёбывать. И на статус ветерана боевых действий тоже не претендует, замечая, что государство порой не замечает солдат, которых по приказу направляло в горячие точки, поэтому какого-то особого отношения к таким, как он, ждать не следует.

Ветераны очередной войны, ещё не завершённой, а похоже, разгорающейся с новой силой, пытаются выжить, держась друг за друга. Ничего нового. Точно так же собирались вместе ветераны афганской войны, потом участники вооружённых конфликтов в Абхазии, Приднестровье, Таджикистане и Югославии. А затем и те, кому довелось в течение почти полутора десятка лет воевать на Северном Кавказе.

Теперь вот добровольцы Новороссии. Им хотелось бы иметь свой маленький офис, и возможность ходатайствовать перед медучреждениями и социальными службами за своих инвалидов и семьи погибших добровольцев, которых в Санкт-Петербурге уже достаточно. И ещё чтобы неграждан, оказавшихся лишними и там, и здесь, могли принимать на работу.

На Донбасс продолжают ехать добровольцы. Идёт война…

 

         Кирилл Метелев, фото автора, а также с сайта www.WarNet.ws и соцсети ВКонтакте