В Арктику со спецназом

«Конкретно.ру» не в первый раз пишет об экспедиции «Северный десант». К этой теме мы обращались и в прошлом, и в позапрошлом году. Но каждый раз экспедиция настолько другая, что говоришь о ней как впервые. В марте 2017 года «Северный десант» Александра Петермана приступил к выполнению задания Министерства обороны РФ.

Группа арктических туристов-экстремалов под командой предпринимателя из Нижневартовска Александра Петермана, начиная с 2008 года, каждую весну уходит на снегоходах в арктическую тундру. На Севере своя весна – отступает полярная ночь, начинаются метели, морозы ослабевают, всего каких-то 20-30 градусов. Хотя год на год не приходится: бывает в марте и сорок с гаком – зато случается, что и дождь с неба льёт. Что хуже – вопрос философский. Оба хуже.

На сегодняшний день «Северный десант» в своей области туризма – самая сильная команда в мире! По всему: по схоженности, по навыкам и умениям, снаряжению и экипировке. Она стремительно набирает популярность – что влечёт за собой порой смертельную опасность. Не для «десантников» – для их последователей, которые, вдохновлённые их примером, очертя голову кидаются в тундру.

Арктика не терпит дилетантов. Те, что идут туда «за полярным туманом», «покорять север» и из прочих романтических соображений, рискуют гораздо сильнее, чем думают.

«Когда люди двигаются в Арктику, многие не понимают, куда они идут, – объясняет корреспонденту «Конкретно.ру» Александр Петерман. – Неподготовленный человек туда ходить не должен. Помню, года четыре назад мы встретили ребят, тоже на снегоходах. Их под Дудинкой – рядом с населённым пунктом! – трое суток спасали вертолётами. Спасли, к счастью. В позапрошлом году группа, причем не из южных городов, а таких, как Салехард, Надым, Новый Уренгой, посмотрев наши фильмы, тоже вышла из Тазовской в тундру, причём с проводниками-ненцами. Их было 21 человек, на 17 снегоходах. Под посёлком Антипаюта попали в пургу, потеряли друг друга. Их собирали часов десять. Они пришли ошарашенные… мы поняли, что группа боится идти вперед и боится возвращаться. Хотя обстановка была не критическая. Мы утром проснулись, встали и ушли в пургу.

В этом году ещё группа вышла. Тоже северяне – из Норильска, из Салехарда. Говорят, что уже ходили по тундре. Но под Норильском другая тундра, другая климатическая обстановка. Я разговаривал по телефону с руководителем группы, поинтересовался, какие у них снегоходы, какие типы саней, топливо. Выслушал ответы и понял, что это дорога в никуда. Так оно и получилось. Снегоходы у них сломались, сани сломались. Они кое-как добрались до Диксона. Мы идём до Диксона 3-4 дня, они добирались 20 с лишним дней».

Арктика пока щадит неразумных путешественников. Но ей может надоесть игра с человечками. И тогда она ударит.

Сам Петерман говорит, что в первых двух походах им просто повезло. И лишь когда в 2009 году группа едва не погибла (а ведь там не обычные туристы, а большей частью бывшие десантники), они поняли, что все очень серьёзно. Тогда-то и началась настоящая работа и реальная подготовка.

Сейчас они умеют много. Группа может ходить ночью, в пургу, в мороз, совершать автономные выходы. Может пройти за сутки на снегоходах 300 километров и больше. И все очень хорошо понимают, что в таком походе неучтенная мелочь может стоить жизни.

К счастью, как выяснилось, это понимают и военные. В последнее время Министерство обороны неплохо порезвилось в Арктике: у нас ведь созданы арктические войска, так надо и журналистам что-нибудь показать! На чём только не ездили: на оленях, собаках, каких-то супервездеходах…

Но это так, покатушки на публику, а вот и дело: в нынешнем году с «Северным десантом» идёт группа офицеров спецназа. Коллектив получился оригинальным: двенадцать снегоходов, шестеро десантников, шесть офицеров и… рэпер Рома Жиган. Участие тринадцатого члена группы овеяно загадкой: то ли он призван, чтобы заменить заболевшего кинооператора, то ли написать «настоящую» песню про Арктику…

У военных свои задачи. Во-первых, пройти маршрут. На вопрос, какова главная задача десантника в Арктике, командир группы ответил коротко: «Выжить». Потому что мёртвые боевую задачу выполнить не смогут. Так что первое и основное: посмотреть, каково это – выживать в таких широтах. А также проверить кучу всего, что группа тащит с собой: оружие, аппаратуру, ещё какие-то штуки, о которых мы, штатские, и понятия не имеем. Никакие расчеты, никакие испытания в условиях, «приближенных к…», не дают представления, как все это будет действовать в реальных условиях.

Будет ли связь работать, будет ли оружие стрелять (и если будет – то куда) и т. п. Было дело: в прошлом году «десантники» взяли с собой дюралевые сани. Изготовители клялись, что они прошли испытания на стенде и пройдут не менее трёх тысяч километров. Сани начали ломаться почти сразу и через 800 километров рассыпались окончательно. Пришлось останавливаться у подвернувшейся избушки и ладить замену из брусьев. Дерево да транспортёрная лента – эта два материала ещё никогда не подводили.

А если такая история произойдёт во время боевого выхода?

Потенциальное применение групп на снегоходах – это разведывательно-диверсионная работа, то есть достаточно длительные автономные выходы. Снегоход для такого рода деятельности почти идеален. Небольшой, лёгкий (в точку старта можно доставлять вертолётами), скоростной (до 50 км/ч), высокая проходимость (не требует дороги, можно вообще ехать по азимуту). Маскировка, опять же: попробуй со спутника пойми, то ли разведгруппа там, внизу, то ли оленеводы в ближний посёлок (километров за 500) в магазин поехали. Тем более, в камуфляже у нас пол-России ходит.

Существование «Северного десанта» намного облегчает военным задачу. Со своей стороны, «десантники» принесли на алтарь обороноспособности нашей Родины самую большую жертву, какую только может принести турист-экстремал: они вдвое сократили маршрут. В этот раз экспедиция продлится всего две недели вместо месяца, и группа покроет три тысячи километров вместо шести тысяч. Что доказывает: Петерман не просто выполняет попутные государственные задачи, он на самом деле государственный человек. Тестировать систему спутниковой связи ГЛОНАСС или составлять карту дорог и мусорных свалок нетрудно и даже интересно. А вот пойти на такое! В общем, кто не поймёт – пусть посмотрит старый фильм «Вертикаль», там всё очень доходчиво объяснено.

Зато, может быть, в порядке компенсации они реализуют старую мечту – пройти на катере по Оби и вдоль северного побережья. И катер уже куплен, на базе стоит, да всё времени на две поездки в год выкроить не получается. Тогда непременно расскажут ещё что-нибудь новое и интересное.


                Ксения Анисимова, специально для «Конкретно.ру»