Дрозденко отрежет, чтобы прирастить

Невиданный в России доселе акт самопожертвования чиновников пройдёт в Ленинградской области. В результате административной реформы аппарат госслужащих попрощается с не менее 10 % своих коллег, что сэкономит до 2 млрд рублей регионального бюджета. Впрочем, глава 47 региона ожидает «торможения на местах» тех, кто пойдёт на искупительное жертвоприношение.

«Все мосты сожжены», – с такого ультиматума самому себе 15 августа начал пресс-конференцию губернатор Ленобласти. Он официально объявил о запуске той самой административной реформы, которая, как признал Александр Дрозденко, проваливалась дважды – в 2014 и 2016 годах. Проваливалась она, по словам главы региона, из-за нежелания его подчиненных идти на столь радикальные меры.

«Я давал своим заместителям задание по реформе комитетов, подчиненных им. Завершилось всё тем, что каждый из попросил увеличить штатную численность, – рассказал Дрозденко.

Он привёл в пример комитет по управлению госимуществом, который раньше сам возглавлял. В этой организации существуют два отдела: юридический и нормативно-правовой. По словам губернатора, подразделения дублируют одну и ту же функцию.

«Оказывается, в своё время в юридическом отделе был конфликт. И чтобы его разрешить, создали две структуры. Получается, как в анекдоте: хомячок рос, рос и дорос до медведя», – вспомнил Александр Дрозденко.

Сейчас, по словам губернатора, времена поменялись, и у него нашлись единомышленники. В планах руководства Ленобласти – существенно упростить систему управления власти, сократить штат чиновников. Содержание каждой такой властной единицы в среднем обходится бюджету в 1,5-2 млн рублей в год, в том числе накладные расходы.

«У каждого из них есть система бонусов, начиная с доплаты за ненормированный рабочий день, бонусы по премиям, выплаты за секретность и стаж работы, надбавка за напряженность, – заметил Дрозденко. – Чиновник должен остаться голеньким, то есть тем, кто исполняет государственные функции. Все остальные – должны уйти».

Преобразования, подчеркнул он, не коснутся инвестиционных, социальных или экономических программ. Цель реформы – оптимизация этой системы бонусов и накладных расходов. Сокращения коснутся всей вертикали власти: от правительства Ленобласти до муниципальных образований и предприятий. Планируется, что часть госучреждений объединят: к эффективному производству добавят несколько убыточных. Не тронут лишь управленческий аппарат госучреждений – там так и останутся 2900 человек.

«Мы тратим в месяц 200 млн рублей на содержание госучреждений. Даже если минимально сократить расходы на 10 %, то сохраним 240 млн. Вообще-то, мы ставим задачу 20%-ного сокращения расходов, – пояснил глава 47 региона. – Выгодно развивать госучреждения в рентабельных отраслях, например, в дорожной сфере. Ведь спросите предпринимателя, почему он не готов содержать убыточный вид бизнеса».

Муниципалам, как ожидает губернатор, будет сложнее всего попрощаться с тяжёлой ношей – некоторые постараются затормозить волну изменений, которая должна будет ещё долго добираться до них.

«Мы будем дожимать, реформа углубится муниципально. Сегодня мы финансируем 3/4 городских муниципалитетов на 50 %. Это значит, что бюджета муниципального образования даже не хватает на выплату зарплат своим же сотрудникам. При этом население у них разное: в одном находятся 750 жителей, в другом – 15 тысяч. Штат для управления и там, и там – одинаковый. Но мы слышим, что они покупают дорогие автомобили и мебель. Но если хотите жить хорошо, то не за бюджетный счет, – возмутился Дрозденко. – Я понимаю, во что ввязываюсь. Считайте, что сегодня я сжёг мосты, обратной дороги нет».

Обратной дороги не будет как минимум у 150 сотрудников администрации Ленобласти, где в общей сложности трудятся 2048 человек. Изменится численность работников муниципалитетов, где сконцентрировалась «целая армия» – более 4 тыс. чиновников. Некоторые поселения будут объединены с другими, а бюджет им будет выделятся, исходя из численности населения.

Всего, рассказал губернатор, чиновникам придется пережить три этапа. Окончательно новая структура управления созреет к 2019 году. На первом круге – с осени 2017 года, Ленобласть займется разработкой техзадания для конкурса на проведение аудита. На поиск консалтинговой компании с мировым именем планируется потратить от 30 до 50 млн рублей. На втором этапе – с июля 2018 года – запустится реформа. К этому времени подготовят нормативную и законодательную базы. С 1 января 2019 года чиновники предстанут в усечённом составе, а экономика задышит на 1,5-2 млрд рублей легче – настолько собираются высвободить бюджет.

Свою реплику Александр Дрозденко приготовил скептикам, припомнив им многострадальное объединение Всеволожска и Всеволожского района.

«Многие писали, что это невозможно. Но сегодня глава Всеволожска работает первым замом Всеволожского района. И в середине следующего года мы выйдем на полное финансовое объединение. Так что опыт у нас есть», – заверил он.

 

                  Алексей Стрельников, «Конкретно.ру», фото http://lenobl.ru