Мы – Русь… Славяне на новой родине

Редакция «Конкретно.ру» продолжает серию публикаций о том, как зарождалась и крепла Русь, взяв своё начало на берегах древней Ладоги. Эти материалы несколько отличаются от официальной исторической трактовки.

О судьбе наших предков на южном берегу Балтики и их продвижении вглубь территории рассказывает петербургский историк Михаил Косинец, многие годы отдавший изучению той далёкой эпохи…

На новой родине

Венеды к VII в. н.э. – началу VIII в. н.э. разделились на бодричей, лютичей (вендов), руянцев (ругов) и лужицких сербов. В свою очередь бодричи и лютичи расселились примерно так:

– на крайнем северо-западе, между Лабой и Балтикой, – вагры в городах Старигард (современный Oldenburg), Любиц (Lubeck), Плуна (Plon) на Плунском озере;

– восточнее вагров – города Микулин Бор (Mecklenburg) и Рерик (Великоград) – столица бодричей;

– южнее вагров – земли полабцев, город Ратибор (Ratzeburg);

– восточнее полабцев, между рекой Эльде и рекой Степнице, обосновались глиняне;

– далее к востоку, в районе озёр Плауэр и Мюрец, находились земли варнов с центром в городе Варнов;

– в бассейне реки Пены проживали племена лютичей, города Дымин(Demmin), Ретра с храмом Радегаста;

– в бассейне реки Гавелы (Хафель) – племена гаволян и стадорян с городами Ратено (Rathenov), Бранибор (Бранденбург);

– в бассейне реки Доши (Docce) располагалось славянское племя дошан;

– остров Руян (Рюген) и прилегавшие территории облюбовали руяне, а в городе Аркона находился религиозный центр всех западных славян с храмом Святовита.

Карта приблизительного расселения славян-венедов на юге Балтики 

Племенной союз бодричей (вагры, руяне, варны, полабы, глиняне) на судах, унаследовавших многочисленные достоинства римских речных либурн и дополненных конструктивными изменениями с учётом местных условий, осваивали берега Балтики, острова, устья крупных рек – Неман, Западная Двина, Нарова, Луга, Нева-Ладога-Волхов.

Создание союза бодричей потребовалось не только для противостояния с соседними германскими и скандинавскими племенами, но и в значительной мере для борьбы с лютичами, которые из кровных братьев (единого народа венедов) превратились в основных исторических конкурентов. Эта вражда активно использовалась соседями практически во всех военных конфликтах, в итоге погубив государственность обоих.

Последним оплотом славянства было княжество на острове Руян (Рюген), но и оно не выдержало натиска западных цивилизаторов. В 1168 году князь Яромир стал вассалом датского короля, храм Святовита был разрушен, началось онемечивание населения. В 1404 году умер последний носитель славянского (руянского наречия) языка. Так западные славяне потеряли память.

Епископ Абсалон низвергает идол Святовита в Арконе. Картина Лоуренца Туксена

В конце VI века племя вагров превратилось в западный форпост славянского мира. Соседство с реальным противником – саксами, с одной стороны, и набирающими силу данами – с другой, заставило их стать наиболее боевой частью славян с сильными дружинами и кораблями.

Расцвет культуры вагров пришёлся на VII в. – начало VIII в. Они практически контролировали Балтийское море, иногда называемое Варяжским. Логичным было бы признать верховенство вагров в Союзе и династию князей бодричей – Вагрийской. Контроль осуществлялся с помощью торговых пунктов (крепостей), охраняемых гарнизонами, например Липов (Лиепая), Вендов (Вентспилс), Рига, Колывань (Таллинн), Ругодив (Нарва).

Могущество вагров (варягов) подтверждалось сбором дани даже с некоторых территорий данов в Ютландии и островов. Не исключено, что форпосты славян находились даже в Скандинавии, отсюда Рос Лаген, Рос Киле. Так же появились поселения вагров в районах крупных озёр Восточной Европы – Ладоги, Псковского, Ильмень.

Сбор дани с данов

В начале VIII в. в южном Приладожье, на реке Волхов, вагры основали военно-торговый пункт Любша.

Любша – сакральное место на карте России. Именно здесь, в 862 году, после 12-дневного плавания сделал первые шаги Рюрик, не ведая ещё, что они приведут к построению государства русов.

Кстати, технология строительства этой крепости соответствует славянским оборонительным сооружениям среднего Подунавья и южной Балтики.

 Макет Любши 

Из справки Е. А. Рябинина: «Предварительное заключение по археологическому исследованию Любшанского городища. ...Сооружение представляло собой глиняный вал высотой более трёх метров, укреплённый двумя подпорными стенками. Верхняя часть одной из них возвышалась над поверхностью вала, образуя каменное обрамление гребня насыпи. Выше были устроены деревянные городни или клети. Общая высота оборонительного сооружения достигала семи метров.

Любшанская крепость по столь раннему времени возникновения и по технологическим особенностям не имеет аналогов в Восточной и Северной Европе. Поселение в устье Любши закончило свое существование в конце IX века (по данным радиоуглеродного анализа и характеру обработки керамики – до 870 г.). При исследовании культурного слоя выявлено два периода жизни памятника, соответствующих двум периодам его укреплений. Многочисленные находки (около 200 предметов) позволяют высказать предположение об этнической принадлежности обитателей Любшанского городища. Более чем вероятно, что это не были местные финны или балты. Не были это и скандинавы. Есть основания полагать, что памятник оставлен первой волной славянских переселенцев, продвинувшихся в догосударственный период Древней Руси на север Восточной Европы. Ближайшие аналоги Любшанской крепости находятся в Центральной Европе в ареале расселения западных славян – от Дуная до Польского Поморья. Это согласуется и с новейшими данными исторической лингвистики. Дальнейшее исследование Любшанской крепости позволит прочитать древнейшую страницу истории нашего Отечества, ответить на вопрос летописца «Откуда есть пошла Русская земля»

 



Раньше этот ручей был полноценной рекой Любша

На берегах Волхова, через полвека после основания ваграми Любши, уже скандинавы (очевидно готландцы) образовали поселение (на месте будущей Старой Ладоги), не имевшее своих укреплений, видимо, с позволения вагров, которые за плату позволяли скандинавам здесь жить и торговать.

Объяснение тому простое – влияние славян на Балтике ослабло, но скандинавы ещё не могли взять под контроль торговые пути. Южнее обострялась политическая ситуация – росло влияние королевства франков, варварские племена данов, норгов (норвежцев) и готландцев, научившись мореходству у славян, вышли в море.

А вот единство славян трещало под натиском своекорыстных интересов – их торговые центры и купеческие дружины вели вооружённую конкуренцию за данников.

Кстати, известный каждому школьнику «путь из варяг в греки» – это вовсе не хождение из района нынешнего Стокгольма в центр цивилизованного мира той эпохи Константинополь.

Вот, что написал во второй половине XI века Адам Бременский в своей всемирно известной хронике, описывая легендарный город Юмна (Винета) – важный славянский торгово-ремесленный центр в устье Одры:

«Путь этот проходят следующим образом: от Гамбурга или от реки Эльбы до города Юмны по суше добираются семь дней. Чтобы добраться до Юмны по морю, нужно сесть на корабль в Шлезвиге или Ольденбурге (Старигард в земле вагров – прим. авт.). От этого города 14 дней ходу под парусами до Острогарда Руси. Столица её – город Киев, соперник Константинопольской державы, прекраснейшее украшение Греции» (Адам, II, 18 (22).

За два века путь не изменился. И это логично. Что могли предложить скандинавские варвары кроме трески, железа и рук, державших меч?

Найденные в ободритском торговом центре Гросс Штрёмкендорф, отождествляемым большинством современных исследователей с историческим Рериком, указания на торговлю с восточной Европой, в том числе арабское серебро и ладожская керамика, указывают на существование уже в конце VIII – начале IX веков южнобалтийского пути – «Из варяг в греки».

Парадокс… современные немцы относятся к славянскому наследию более аккуратно и бережно, чем у нас.

Как Запад наступал на славян, читайте в следующей части нашего повествования…


                      Михаил Косинец, специально для «Конкретно.ру», использованы иллюстрации из открытых источников