Шайка-лейка и тот, кто не «в доле»…

Новгородский районный суд отказался возвращать прокурору уголовное дело в отношении бывшего руководителя ЗАО «Нефтегазстрой» Виктора Харламова. Сотрудники правоохранительных органов, которых можно подозревать не просто в исполнении заказа на бывшего главу одного из крупнейших налогоплательщиков региона, но и в прямой финансовой заинтересованности от реализации имущества когда-то мощной коммерческой структуры, могут расслабиться. Надзорное ведомство не станет устранять выявленные нарушения в обвинительном заключении. А вот Виктору Харламову – оболганному основателю ЗАО «Нефтегазстрой», придётся бороться за своё честное имя, и не факт, что победить…



По второму разу – маза…

Вспомним, что в июне 2017 года суд уже возвращал неоднозначное уголовное дело № 027932 прокурору Великого Новгорода. Тогда основанием послужило то, что следователь Бульбах нарушил статьи 171 и 217 УПК РФ. Суд прямо указал: «статус Харламова В.М. как субъекта преступления, предусмотренного ст. 201 УК РФ, неверно установлен в предъявленном обвинении».

Но в органах следствия рассудили по-своему. И спустя год заново отправили служителям Фемиды то же самое обвинительное заключение, внеся лишь техническую правку. Никаких конкретных ссылок на нормы правовых актов или иных документов, подтверждающих вину Харламова, новгородские «пинкертоны» привести не удосужились.

Разве что добавили, мол, генеральный директор ЗАО «Нефтегазстрой» («НГС») являлся единоличным исполнительным органом, отвечая за всё, кроме вопросов, отнесённых к компетенции общего собрания акционеров и совета директоров. 

В чём состав?

По версии следствия, Виктор Харламов незаконно разбазарил имущество ЗАО «НГС», пытаясь наделить техникой одноимённую частную структуру в правовой форме Общества с ограниченной ответственностью. Попросту говоря, самолично увёл активы «на сторону». А стоимость этой техники, как подсказали сотрудникам правоохранительных органов «знающие люди», в действительности была гораздо выше.

Следователь Бульбах, похоже, не стал утруждать себя излишним погружением в закон «Об акционерных обществах», где однозначно указано – совершать крупные сделки по отчуждению имущества позволительно только с разрешения совета директоров, который и определяет ценовые условия продажи. Он привлёк Харламова в качестве обвиняемого, тем самым посмотрев сквозь пальцы на нормы УПК.

При этом ретивый служака проигнорировал и постановление Пленума Верховного суда РФ от 16.10.2009 № 19, где разъяснено, что для возбуждения уголовного дела по нанесению имущественного вреда коммерческой организации – требуется заявление её руководителя или органа правления. То есть усмотреть вину Харламова обязано было общее собрание акционеров. Однако ни это собрание, ни кто-либо из участников ЗАО – членов совета директоров, в правоохранительные органы с подобной бумагой не обращался.

Тут необходимо вспомнить о «знающих людях». К ним, в частности, относится некто Вадим Олехнович, профессиональный адвокат и одновременно представитель конкурного управляющего ЗАО «НГС» Дениса Лебедя. Много «знающий» Вадим Леонидович, в прошлом полковник юстиции, и написал 20 августа 2014 года заявление о том, чтобы привлечь Харламова к уголовной ответственности по ст. 201 УК РФ (Злоупотребление полномочиями).

Кстати о полномочиях…

Не делая лишней рекламы, упомянем и о «знающем» наставнике Олехновича – скандально известном в Петербурге и за его пределами Денисе Лебеде. Шесть лет назад, когда он взялся рьяно «оздоравливать» топливный холдинг «Фаэтон», в заднее стекло автомобиля уже влетала пуля. Нахраписто разбирался позднее Лебедь, который имел возможность опираться на своего высокопоставленного отца-прокурора, и с другими компаниями, попавшими под банкротство. До того нахраписто, что оппоненты не стесняются произносить по отношению к нему нелестные эпитеты.



В марте 2013 года Денис Лебедь официально стал конкурсным управляющим ЗАО «НГС» и находился в таком статусе до глубокой осени следующего года. Сомнительное заявление о злодеяниях Харламова было зарегистрировано, началась доследственная проверка, которая через полтора месяца завершилась постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела.

Тем не менее, сотрудники полиции продолжали усердствовать. Попытки возбудить уголовное дело шесть раз заканчивались ничем. И 14 марта 2016 года старательный Сергей Бульбах одержал тактическую победу – Виктор Харламов обрёл статус обвиняемого.

Впору задаться вопросом, почему усердия Бульбаха не хватило на то, чтобы сберечь производственную технику, которая числится в уголовном деле № 027932 как вещдоки?

А теперь они с крылышками…

При определённом желании простой экскаватор можно превратить в грозную летающую машину. На худой конец – продать кому-нибудь как бесхозную. Похоже, такая трактовка вполне укладывается в «лебединую» многоходовку.

Следователь Бульбах 25 января 2017 года признал вещдоками и приобщил к уголовному делу: три прицепа-фургона моделей «495/Y39CAT28M400052», «496/Y39CAT28M40005» и «481/Y39CAT28M4000522»; четыре экскаватора – HITACHI ZX-230 (заводской номер HCM1HD00T00010114), HITACHI ZX-230 (заводской номер НСМ1HD00C00010516), HITACHI ZX-200 (заводской номер Ю6Р102471) и HITACHI ZX-200 (заводской номер Ш6Р102815), трубогибочный станок «ГТ-1021», 2002 года выпуска, и оборудование для трубогибочного станка «ДОРН 721».

Спустя почти полтора года другой следователь – капитан полиции Ольга Мухина, официально уведомила адвокатов Виктора Харламова, что часть вещдоков, а именно все прицепы-фургоны, оба экскаватора «HITACHI ZX-200» и трубогибочный станок «ГТ-1021», 2002 года выпуска, – исчезли.

Защитники обвиняемого проявили беспокойство, и им показали экскаватор HITACHI ZX (заводской номер HCM1HD00T00010114) в полностью разукомплектованном виде. Проще говоря – металлолом.



Четвёртая землеройная машина – HITACHI ZX 230 (заводской номер НСМ1HD00C00010516), вдруг обнаружилась в деревне Оринец, почти за 90 километров от Великого Новгорода. Там экскаватор находился в распоряжении гражданина, который никакого отношения к уголовному делу не имел. Землеройная машина использовалась в строительстве на личном земельном участке.

Выходит, в нарушение Конституции РФ, закона «О полиции», УПК и постановления Правительства России от 08.05.2015 № 449 «Об условиях хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам» следователь Сергей Бульбах, являясь организационно-распорядительным лицом, не обеспечил условия хранения вещдоков – крупногабаритной техники. Более того – с его попустительства были созданы условия для её утраты.



Дальше – хуже. Помимо пропавшей техники куда-то делась часть документов по уголовному делу. Тоже вещдоков. И теперь, по информации адвокатов Виктора Харламова, в отношении сотрудника новгородской городской прокуратуры Ольги Зинкевич рассматривается вопрос о возбуждении уголовного дела по ст. 293 УК РФ (Халатность).

Металлолом как средство наживы

Но вернёмся немного назад. В марте 2013 года арбитражный суд Новгородской области признал ЗАО «НГС» банкротом. Случилось это, по мнению Виктора Харламова, из-за того, что двумя годами недобросовестный заказчик втянул предприятие в многомиллионный контракт. Аванс закончился, и работы по прокладке газопроводов Харламов продолжил за счёт кредитных средств ВТБ и «Уралсиба».

Затем, как бывает, заказчик «спрыгнул», а ЗАО «НГС» осталось наедине с банкирами, которые понимают только язык денег. В Великом Новгороде появился конкурсный управляющий Денис Лебедь, тесно связанный с некоммерческим партнёрством арбитражных управляющих «ОРИОН».

Активы предприятия-должника были оценены авторитетной компанией «Бенефит», аккредитованной НП АУ «ОРИОН», после чего недвижимое имущество было распродано за сущие пустяки.

С имуществом движимым поступили ещё любопытнее. Сменивший Лебедя конкурсный управляющий Андрей Малышев, член того же НП АУ «ОРИОН», настоял на том, чтобы завершить торги и списать 48 единиц якобы неликвидной автомобильной и гусеничной техники на металлолом.

К слову, уже на торги автомобили выставлялись по смехотворной цене. Достаточно ознакомиться с перечнем лотов – фургон УАЗ за 18480 рублей, ВАЗ 21120 за 30240 рублей, а тяжёлый грузовик-вездеход КРАЗ-255Б1 за 94500 рублей. В общем, набежало на 7 012 079,30 рублей.

Каково же было удивление бывших сотрудников ЗАО «НГС», когда часть такого «металлолома» вдруг стала продаваться на сайте бесплатных объявлений https://www.avito.ru. Профиль, в котором размещалась информация, принадлежал некому Андрею, а указанный контактный номер почему-то совпал с данными Андрея Яворского, одного из представителей ЗАО «НГС». Кстати, ему же была вверена следователем Бульбахом на ответственное хранение и пропавшая крупногабаритная техника.

По убеждению ряда кредиторов, которое разделяет и Виктор Харламов, тем самым «конкурсный управляющий Малышев, действуя совместно с Яворским, приобретали автомобили и спецтехнику, оформляя их как металлолом, и в дальнейшем продавали по рыночной стоимости как транспорт и самоходные машины. Данными неправомерными действиями причинили ущерб представляемому обществу и его кредиторам, в том числе УФНС по Новгородской области и, как следствие, федеральному бюджету».

Важное уточнение – согласно нормам действующего законодательства восстановление регистрации транспортных средств, снятых с учёта в связи с утилизацией (металлолом), не производится.

Получается, что Малышев ввёл кредиторов в заблуждение и передал технику вместе с документами Яворскому. А бдительный следователь Бульбах, который позволил приделать экскаваторам крылышки, в очередной раз усиленно проморгал глазами. Или не проморгал?

А как объяснить, почему ещё одна единица техники – списанная советом кредиторов коммунальная машина, не была снята Андреем Малышевым с учёта в органах Гостехнадзора, зато продолжает числиться за неким Виктором Аршиновым? Он, кстати, не только бывший работник ЗАО «НГС», но и ключевой свидетель обвинения. Именно Аршинов указывает, что якобы никогда не видел и не подписывал документов, под которыми красуется его подпись. Отсюда, в том числе, и формируется следствием вина Харламова.

В любом случае, по фактам продажи «металлолома» в интернете, а также регистрации коммунальной машины за частным лицом соответствующие заявления поступили в правоохранительные и надзорные органы. Вот будет любопытно, если никто ничего не обнаружит…

Время зверя забивать

В истории с уголовным преследованием бывшего гендиректора ЗАО «НГС» вообще очень много странного.

Ему пытаются вменить, что работоспособная техника была продана по цене, дешевле рыночной, в ООО «Нефтегазстрой» – дочернюю компанию, куда были трудоустроены многие сотрудники, когда у материнской фирмы начались финансовые проблемы. Этот алгоритм был поддержан другими совладельцами, потому что диверсификация бизнеса позволила бы со временем выправиться, а возможно и вернуться к полноценной работе.

Если ознакомиться с заключением арбитражного управляющего Юрия Романова, за период с января 2010 по октябрь 2012 года, то в результате анализа деятельности ЗАО «НГС» был сделан вывод о том, что признаки преднамеренного или фиктивного банкротства организации отсутствуют.



Как считает следствие, Харламов нанёс ущерб ЗАО «НГС» в размере 48 000 000 рублей, что и послужило причиной банкротства. Однако в финансовом анализе, проведённом в ноябре 2012 года фирмой «Аудит-Оценка», прямо указывается, что стоимость техники, которую материнская компания продала дочернему ООО «Нефтегазстрой», составляла лишь 1 880 100 рублей.

А ещё надо бы уточнить, что рыночная стоимость всех активов предприятия (оценка банковских залогов и дебиторская задолженность) составляла… 489 554 922 рубля... Почти полмиллиарда…

Ай да Лебедь… Это ж как надо было поработать с банками и судом, чтобы всё вывернуть так, будто в разорении крупной компании виноват именно её генеральный директор.

Тем временем соратник прокурорского отпрыска – конкурсный управляющий Андрей Малышев, никак не закончит процедуру банкротства.

Впрочем, шестилетнее нахождение некогда одного из самых богатых предприятий Новгородской области в чужих руках можно объяснить. ЗАО «НГС» обладает завидной организационной устойчивостью. Помимо прокладки трубопроводов – непосредственной производственной деятельности, в структуре условного холдинга функционировал, например, рыбный цех. Располагали газовые строители и значительными охотничьими угодьями в Крестецком, Шимском и Солецком районах.

Как убеждены кредиторы, конкурсный управляющий Малышев и его доверенные лица по настоящее время продолжают пользоваться лимитами на вылов рыбы или же продавать их сторонним предпринимателям. Это подтверждается статистическими данными – за период 2015-2017 годов было выловлено 108,22 тонн судака, леща, щуки и других обитателей региональных водоемов.

В связи с этим, кстати, возникают вполне закономерные вопросы – поступала ли сумма от реализации рыбы в конкурсную массу и получает ли государство налоги от такой коммерции?

Ну и нельзя обойти стороной извечное желание зверя бить. На территории в 46,1 тыс. га по-прежнему кто-то добывает лося, кабана, пушную дичь, глухаря и тетерева. За 2015-2017 годы в трёх перечисленных охотничьих хозяйствах разрешалось подстрелить 47 лосей и 7 бурых медведей. И поскольку ЗАО «НГС» продолжает отчитываться в Комитет охотничьего хозяйства и рыболовства Новгородской области о проведении биологических и иных мероприятий на всех территориях своих угодий с закреплением там егерей, то вывод напрашивается сам собой: ходят по лесам с ружьями люди «знающие» и люди им «нужные».

Заметим, что в период конкурсного производства должник обязан согласовывать все свои расходы с советом кредиторов и вообще не имеет права вести производственную деятельность – то есть не должен пользоваться лимитами и квотами, а также формировать заплату егерям.

Классика полицейского «футбола»

Оперуполномоченный отдела №2 УЭБиПК УМВД России по Новгородской области капитан полиции Эльмир Сафаров внимательно ознакомился с возможными фактами извлечения дохода от рыбы и дичи, а также продажи техники через сайт бесплатных объявлений. Затем дотошно опросил по этому поводу конкурсного управляющего Малышева и бывшего руководителя ЗАО «НГС» Харламова, после чего направил первому запрос с целью истребования необходимых документов.

В установленные сроки капитан Сафаров не получил от Малышева никакого ответа. А потому не выявил в действиях конкурсного управляющего и господина с громкоговорящей фамилией Яворский «признаков состава преступлений, предусмотренных ст.ст. 159, 160 УК РФ». С постановлением об отказе на этом основании уголовного дела официально согласился замначальника отдела №2 УЭБиПК УМВД России по Новгородской области подполковник полиции Олег Михайлов.

О результатах работы своих подчиненных тут же известил Виктора Харламова заместитель начальника УМВД России по Новгородской области полковник полиции Анатолий Ласков. Дополнительно он пояснил, что адресат имеет право обжаловать постановление в прокуратуре или через суд.



В мае 2018 года, тем не менее, кредиторы ЗАО «НГС» вместе с бывшим руководителем предприятия вновь обратились в полицию, по их мнению, выявив факты незаконного завладения и реализации имущества, а именно 53 единицы техники из дочерней компании – ООО «Автобаза Нефтегазстроя» на сумму 19 243 710 рублей.

Движимое имущество исчезло, когда ликвидатором в июне 2015 года был назначен уже упомянутый выше Андрей Яворский. Как сообщили заявители, эту технику он также «продавал на сайте Авито.ру, денежные средства им присваивались».

Если бы кредиторы изучили вопрос подробнее, они бы непременно указали, что в июле 2014 года первым ликвидатором ООО «Автобаза Нефтегазстроя» была назначена некая Анастасия Курская, член СРО арбитражных управляющих Центрального федерального округа.

Примечательно, что в реестре данного СРО, который открыт для общего ознакомления, в качестве контактного электронного адреса указан kurskaya.spb@gmail.com. Корреспонденцию мадам Курская, которая уже несколько лет активно работает на банкротном рынке Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Великого Новгорода, просит высылать в город, где родилась – на набережную реки Фонтанки, д. 86.

Именно такой же адрес электронной почты kurskaya.spb@gmail.com указывает в контактной информации, размещённой в открытом реестре НП АУ «ОРИОН»… Денис Лебедь.

Легко поверить, что Лебедь, Малышев и Яворский – одна «шайка-лейка», которой благоволят полицейские чины. Впрочем, раз уж новгородские борцы с экономическими преступлениями предпочитают ничего не усматривать, заявим во всеуслышание – все они исключительно порядочные люди, которые в свою компанию Харламова точно не возьмут… Потому что…

Харламов за всё ответит…

За время следствия в регионе успела смениться власть, назначены новые руководители силовых структур, обновился состав судейского корпуса, изменился расклад в бизнес-среде.

Сегодняшним руководителям государственного и силового блока достались в наследство и уголовные дела, которые были странным образом возбуждены и вряд ли принесли какую-либо пользу для, если не развития, то поддержания региональной экономики. Ещё лет восемь назад ЗАО «НГС» было заметным участником экономических процессов, а орденоносец Виктор Харламов по праву входил в региональную деловую элиту.

Но привычный уклад был разрушен, предприятие разорвано по кускам, и генеральный директор, похоже, стал своеобразным призом для целой бригады следователей, которым для карьерного роста необходимо громкое дело. Попробуйте переубедить, что это не так.



30 марта 2018 года следователь Ольга Мухина, чьим начальником является «растерявший» вещдоки Бульбах, возбудила в отношении Харламова уголовное дело № 11801490001000456 по признакам преступления, предусмотренного ст. 201 ч. 1 УК РФ. А 30 мая её коллега Светлана Ткаченко, которая, стоит заменить, является заместителем уже довольно знакомого нам Бульбаха, подкинула в топку дровишек, возбудив уголовное дело № 11801490001000694 по признакам преступления, предусмотренного ст. 201 ч. 2 УК РФ.

Видимо это – тактика. Потому что рассмотрение нескольких дел в суде отдельно друг от друга не позволяет обвиняемому в должной мере защищаться и негативно влияет на объективность судебных решений.

Зато сокрывший от полиции документы о рыбе, охоте и продаже техники Андрей Малышев почему-то поспешил избавиться от исполнения обязанностей конкурсного управляющего.

С середины августа на вахту заступил очередной посланец НП АУ «ОРИОН» Эрик Папаян, выпускник Грузинского политехнического института 1992 года. За кого будет «играть» недавний назначенец, покажет время. Однако следует заметить, что решением дисциплинарной комиссии «Ориона» от 25.09.2015 ему уже было публично вынесено предупреждение, по всей вероятности связанное с процедурой банкротства петербургского концерна «Дискавери». В Северной столице бизнесмен Папаян также получил известность как участник давнего конфликта между двумя чеченскими кланами. Дележ привлекательной земли под жилую застройку от Московского до Пулковского шоссе неоднократно сопровождался вооружёнными вторжениями, в которых принимали участие, например, бойцы батальона «Восток» во главе с командиром Сулимом Ямадаевым.



Возвращаясь к новгородскому ЗАО «Нефтегазстрой» – похоже, здесь из Харламова решено сделать крайнего.

Он – не «в доле»…

 

        Павел Луспекаев