С кем живёт Ахилл?

Экс-эрмитажный кот и экс-оракул Чемпионата мира по футболу начинает вживаться в новую для себя роль – домашнего питомца. «Конкретно.ру» поговорил с новой хозяйкой Ахилла о призыве из Эрмитажа, котах-прорицателях, котах-математиках и котах-президентах.



Герой мифов на ЧМ-2018

Как известно, Ахилл или Ахиллес в героических сказаниях древних греков был храбрейшим из воинов, воюющих против Трои… Но петербуржцы знают другого Ахилла – знаменитого белого глухого Эрмитажного кота.

5 сентября его даже принимал в Смольном… губернатор Северной столицы Георгий Полтавченко. Встреча была приурочена к торжественной церемонии подписания декларации обращения с животными между национальной ассоциацией организаций помощи животным «Мы вместе» и правительством Санкт-Петербурга. Таким образом, от «мира животных» на подписании присутствовал Ахилл, от «мира людей» – Георгий Сергеевич.

Кроме шуток, кот Ахилл прославился достаточно точными предсказаниями результатов футбольных матчей…

Сначала он работал прорицателем на Кубке Конфедераций 2017 года. И умудрился сделать там три верных прогноза из четырёх! Причём, в четвёртом «ошибся» только из-за того, что в сценарий его поведения не была заложена ничья, которая в итоге и случилась.

На нынешнем Мундиале Ахилл угадал результаты пяти матчей из восьми. А его «ахиллесовой пятой» стала сердобольность – склонность поддерживать более слабые команды, на победу которых ставило меньше людей.

Обрести обычный человеческий дом Ахилл должен был ещё после Кубка Конфедераций. Однако год назад Эрмитаж отказался отпускать одного из самых знаменитых своих питомцев, поскольку впереди у кота было много ответственной работы – первый Чемпионат мира по футболу в России.

И только когда Мундиаль завершился, был завершён конкурс на пристройство Ахилла. На него претендовали 37 человек! А в итоге хозяйкой стала Анна Кондратьева – основатель и главный врач сети ветеринарных клиник «Элвет». Правда, больше она известна, как инициатор создания первого в России Музея кошки (Всеволожск), а также двух котокафе в Петербурге: «Республика кошек» на улице Якубовича и «Республика котов» на Литейном проспекте.

Три кота, собака и попугай

– С Ахиллом мы были особенно близки последние полгода, – призналась Анна «Конкретно.ру». – Ему не раз приходилось ночевать у меня. Когда слишком рано начинались или слишком поздно заканчивались его эфиры по телевидению, встречи с людьми и т. д. Тогда я просто забирала его с собой. И оказалось, что он хорошо относится и к моим животным тоже.

У Анны Кондратьевой уже живёт один эрмитажный кот. Это 18-летний Жан Батист Мишель Валлен-Деламот – до недавнего времени президент «Республики кошек».

И в том же доме обитают кот Гаврюша, пёс Жижик и попугай Жора.

– Жора из них самый вредный и сложный, – делится Анна. – Когда-то от него отказались хозяева потому, что он… очень громко плакал. Дело в том, что в доме был маленький ребёнок, а попугай всё за этим ребёнком повторял. Тот плачет – и этот плачет, ещё громче… Но и Жорик спокойно отнёсся к Ахиллу. А Ахилл взаимодействует со всеми.

Правда, пятилетний предсказатель привык требовать к себе несколько избыточного для обычного кота внимания.

– Ему очень важна социальная жизнь, чтобы рядом были люди, – комментирует Кондратьева. – И поскольку я и мои коллеги в последнее время постоянно ездили с Ахиллом в разные детские учреждения, больницы, хосписы, в общем, и было решено, что пристраивать его в какую-то совершенно другую семью, среду, наверное, неправильно. Но окончательное решение принимал Эрмитаж. Не скрою, даже для меня оно стало несколько неожиданным. Мне повезло.

Стоит добавить, что Ахилл и сейчас продолжает активно посещать различные учреждения, позировать для фотосессий и сниматься для теленовостей. Фактически его переезд к Анне домой не состоялся до сих пор. Пока он живёт «на работе», то есть в «Республике кошек». И только ближе к сентябрю, когда дел и внимания прессы станет поменьше, у кота, наконец, появится шанс почувствовать себя домоседом…

– Не знаю, надолго ли его хватит дома, – смеётся наша собеседница. – Сегодня Ахилл – звезда, ревнующая, когда внимание обращено не в его сторону. В «Республике кошек», например, есть не менее замечательный кот-математик, тоже бывший житель Эрмитажа, по имени Мару. За умение считать его даже Юрий Куклачёв хотел пригласить в свою труппу… А сейчас на «Первом канале» Мару принимает участие в новом шоу «Видели видео». Но когда журналисты приезжают снимать Мару, Ахилл всем своим видом даёт понять: «Ребята, вы точно не ошиблись котом? Вот же я стою перед вами, посмотрите на меня!»

Жить Ахиллу и Ко предстоит в загородном доме Анны во Всеволожском районе Ленинградской области. Там он будет гулять по двору и есть траву, как самый обычный дворовый кот.

– Ахилл любит траву, – поясняет Анна. – Раньше ему доводилось гулять по дворам Эрмитажа, где тоже есть лужайки. Так что, он уже вошёл во вкус…

Прорицательский дар Ахилла Анна Кондратьева, по собственным словам, не использует. Хотя, кто же признается в том, что регулярно покупает лотерейные билеты и, выбрав с помощью Ахилла нужные комбинации цифр, пополняет бюджет котокафе…

Кроме шуток, у этого знаменитого кота есть более важная функция, чем предсказания футбольных матчей.

– Мы понимаем, что ему интереснее сейчас общаться с людьми, с детьми в больницах и хосписах, для которых это общение чрезвычайно важно. Поэтому мы в большей степени стараемся развивать этот его талант… – говорит хозяйка.



Эрмитажный призыв

Каждый год из Эрмитажа в «Республику кошек» попадают всё новые обитатели. Чётких временных интервалов наподобие осеннего и весеннего призывов в армию здесь нет. А чаще всего «призыв» котиков обусловлен… ремонтными работами в главном музее страны. Порой животные попадают к Анне только на время. Но всё же с потенциальной перспективой найти хозяев, если кому-то они уж очень приглянутся.

– Некоторые коты активно ищут хозяина, другие – не очень. К примеру, кот-математик Мару гиперобщителен. Но при этом не любит сидеть на руках и привязываться к кому-то одному. Это такой «общий кот», – комментирует Анна.

Также и за котом-президентом Валлен-Деламотом в своё время выстраивались целые очереди из потенциальных хозяев. Но тогдашний глава Республики Кошек посчитал ниже своего достоинства переехать к кому-то домой, а в итоге оказался у Анны Кондратьевой.

– Я начинала «волонтёрить» в Эрмитаже ещё, когда училась в институте, – вспоминает она. – И уже тогда мне приходилось не только ветеринарией заниматься, но и пристройством местных котиков. Поначалу это были разовые мероприятия. Но когда в 2011 году открылась «Республика кошек», появилась возможность заняться уже массовым пристройством.

Сейчас Анна и её сотрудники ухаживают за 11 котами из Эрмитажа. Всего же в «Республике кошек» на Якубовича – 28 котов, а в «Республике котов» на Литейном – 49.

Котов и кошек больше всех

А начиналось всё с превращения в мини-приют, в витрину для пристройства котов и кошек ветклиники, которую тогда и сейчас возглавляет Анна Кондратьева.

Затем во Всеволожске, недалеко от дома основательницы, организовался Музей Кошки при одной из ветклиник сети. А вскоре стало понятно, что нужно какое-то более «центральное» и в Петербурге. Так появились «филиалы», в виде двух котокафе на Якубовича и Литейном.

К слову, гладить кошек можно в приютах для животных. Однако люди часто психологически не готовы туда ехать, видеть животных в клетках. Кроме того, обычно приюты расположены где-то на краю города, в промзонах. Анна же сделала всё, чтобы гладить котов и кошек (а это основная функция котокафе) было максимально удобно наибольшему кругу желающих.

Почему она организовала именно музей кошки, а не собаки или попугая? Тут тоже всё объясняется исключительно рациональными соображениями. Да, в том же Всеволожске, в одном здании с Музеем Кошки, в ветклинике живёт несколько собак и «постоянно кого-то подбрасывают». Но котов в процентном соотношении объективно держат чаще. Да и с точки зрения «социального обслуживания», если для собак предусмотрена бесплатная кастрация и вакцинация, для котов таких программ нет. В этом смысле они более уязвимы.

– Безусловно, мы не передаём котиков первым встречным, – продолжает Кондратьева. – Устраивается целый кастинг из желающих. Причём, часто окончательное решение принимают сами коты...

При этом функция котокафе – не только позволять людям гладить животных и служить передаточным пунктом для того, чтобы питомцы нашли себе дом. Организация Анны Кондратьевой проводит и всю подготовительную работу для этого, и совершенно бесплатно…

– Каждого котика нужно кастрировать, двукратно обработать от паразитов, вакцинировать, чипировать, сделать анализы на инфекции. Минимальный «курс» в ветклинике обходится нам примерно в 19 тыс. рублей, а хозяева получают животное бесплатно, да ещё и подарками от наших партнёров: кормом, наполнителем туалета, – перечисляет она.

Для Анны же Музей кошки и «Республики кошек» – фактически благотворительность. И только полноценный бизнес в виде сети ветеринарных клиник и давние партнёрские отношения с производителями товаров для животных позволяют сводить общий дебет с кредитом.

– Но я очень рада, что есть такое пространство для котов и кошек, – резюмирует она. – И не только потому, что это «предприятие» для души… Просто в противном случае все животные оседали бы у меня дома или в ветеринарной клинике, как было раньше…

Среди планов Анны Кондратьевой на будущее – открыть целый… парк кошек. Чтобы на большом зелёном пространстве могли существовать не только воспитанные и социализированные коты, способные жить в семьях, но и те их собратья, которые живут сегодня на улицах. Жизнь в парке стала бы более гуманным выходом, чем жизнь в клетке в приюте…



Их нравы

Котокафе «Республика кошек» в своё время стало первым в России. Сегодня у детища Анны Кондратьевой уже много последователей в разных городах страны и даже мира.

– Когда мы открывали «Республику», существовали только азиатские котокафе. – вспоминает Кондратьева. – Они, в отличие от наших – монопородные. Открывают их непосредственно заводчики той или иной породы, чтобы продать котов и кошечек. А тренд именно на бесплатное пристройство, когда кафе становятся такими витринами для котов, ищущих свой дом, я считаю, задали мы.

Некоторые подобные «заведения», как, например, «Республика» на Литейном, 60, работают по системе «донейшн», где нет фиксированной платы за посещение, но каждый может оставить любую комфортную для себя сумму. Кондратьева надеется, что такая схема со временем заработает и на Якубовича, 10.

Всего в Петербурге сейчас 3 котокафе, в Москве – 10, в России – около 25. А в одном только Бангкоке (столице Таиланда) – 44!

 

                   Кирилл Кудрин, «Конкретно.ру», фото предоставлено Анной Кондратьевой