Хозяин нашелся

Мурманский журналист рассказывает интригующую историю «останков» норвежской нефтяной буровой платформы «Хаттон», уже шестой год стоящих в Кольском заливе.

 

 

Прощай, «табуретка»?

 

29 октября 2002 года в Кольский залив зашла и встала на якоря на задворках Мурманска гигантская нефтяная буровая платформа «Хаттон». Эту махину водоизмещением 75 тысяч тонн за 67 миллионов долларов купил у норвежцев «Севморнефтегаз» (дочерняя компания «Газпрома»). Покупатели заверили мурманчан, что «Хаттон» – гость недолгий: мол, срежут надстройку, отправят ее в Северодвинск – приделывать новые, ледостойкие, «ноги», чтобы потом использовать в арктических морях. А ампутированные «конечности» отбуксируют в Норвегию для утилизации – очень быстро. Но, знаете, теща тоже обычно приезжает «на три дня», а остается...

Вот и с «Хаттоном» вышло, как с тещей. Надстройку срезали и убрали, а «ноги», которые наши земляки успели окрестить «табуреткой», шестой год стоят в районе губы Грязной. Так есть ли у «табуретки» хозяин? И долго ли еще ей маячить в Кольском заливе?» – такие вопросы прозвучали в статье «Кому вкусные вершки, а мурманчанам – корешки?», опубликованной в «МВ» 6 мая.

И хозяин нашелся. Даже целых два! Скажете, так не бывает?

«Выходит, у вас два мужа?»

Помните концовку кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию»? Там между милиционером и женой управдома Ульяной Андреевной происходит следующий диалог:

«– Выходит, у вас два мужа?

– Выходит, два.

– И оба Бунши?

– Оба».

Жизнь подбрасывает сюжеты похлеще комедийных. На «хаттоновские» ампутированные «ножки» образовались сразу два претендента. Восстановим хронологию событий.

В марте 2004 года ЗАО «Севморнефтегаз» продает корпус «Хаттона» зарегистрированной на Багамских островах компании Elmex Holdings S. A. Меньше чем через месяц багамцы продают то, что осталось от платформы, другой оффшорной фирме (на этот раз прописанной на Кипре) – Lantex Investments Ltd... А в июле 2006 года киприоты за 900 тысяч американских долларов уступают «Хаттон» третьей офшорке – с Британских Виргинских островов – North Sea Drilling Rigs Management Ltd.

Это, так сказать, одно «родословное древо». Но есть и другое. По нему мы пойдем в обратном направлении.

Итак, в феврале 2007 года ООО «Атлантика» приобрело «Хаттон» на основании заключенного с ЗАО «Русэкотех» соглашения об отступном. «Русэкотех» купил платформу у ООО «Агентство инновационных решений» в сентябре 2006 года. А «АИР» купило «ноги» у ООО «Октавия» в ноябре 2005 года. «Октавия» же – внимание ! – купила «Хаттон у... Lantex!

В мусульманских странах Персидского залива у одного мужчины может быть до четырех жен. Но даже там у нефтяной платформы не может быть сразу двух хозяев. У нас за многоженство и многомужие карают по закону. За мошенничество – тоже. Поэтому цепочкой купли-продажи ампутированных «ножек» занялись правоохранительные органы.

Бизнес в ритме диско

Из объяснений, данных 26 октября 2006 года в УБЭП УВД Мурманской области директором ООО «Агентство инновационных решений» Александром Булатовым, следует, что он в октябре 2005 года случайно познакомился на мурманской дискотеке «Пирамида» с директором ООО «Октавия» (Санкт-Петербург) Валерием Данашевским. Первому на момент «знакомства» было 23 года, второму – 47. «В процессе общения Данашевский предложил Булатову купить корпус нефтяной платформы». Купить за наличные, за полмиллиона – рублей, не долларов. Счастье в том, что у Булатова как раз столько денег и нашлось – «личные накопления». Сделка состоялась! Да, что характерно: директор Булатов не счел нужным попросить поглядеть на паспорт директора Данашевского, неинтеллигентно как-то, русский купец должен верить коллеге на слово.

В интересное время все-таки мы живем. Вот в мои годы юноши на дискотеках знакомились с девушками, а не с пожилыми мужчинами. Жаль, что не было у меня «пол лимона», сэкономленных на школьных завтраках. Да и буровыми на дискотеках тогда никто не торговал. Но я г-ну Булатову верю: так все и было. А вот милиционеры не поверили и принялись разыскивать г-на Данашевского.

нашли. В Санкт-Петербурге. В августе прошлого года Валерий Гаврилович, водитель-экспедитор ООО «Бриг – Эстафета», пояснил, что «в 2005 году по объявлению в газете обратился в фирму, названия которой я не помню, с целью устройства на работу в должности номинального директора» (помните, у Ильфа и Петрова: «Вам не нужен зиц-председатель?! Вы собираетесь сидеть сами?!» – П. Б.). С его паспорта сняли ксерокопии, попросили расписаться в учредительных документах нескольких фирм, заплатили по 300 рэ за фирму и попрощались навсегда. Понятно, что, по словам В. Г. Данашевского, в Мурманске он в жизни не был, А. А. Булатова в глаза не видел. Нефтяных платформ не покупал-не продавал.

Меж тем готовившие «Хаттон» к продаже сотрудники North Sea Drilling Rigs Management ltd (далее – NSDRM) узнали, что в Мурманске судебные приставы арестовали их «ноги» за долги как имущество ООО «Атлантика». Узнали и – натурально! – страшно удивились.

Последовал ряд судебных разбирательств (опустим, для краткости, череду решений, кассаций, апелляций). В итоге 9 октября 2007 года 13-й арбитражный апелляционный суд (Санкт-Петербург) посчитал недоказанным довод ООО «Атлантика» о приобретении в установленном порядке права собственности на имущество. Договоры между «Октавией», «АИР», «Русэкотехом», «Атлантикой» признаны ничтожными сделками. А «Хаттон» из-под ареста освобожден.

5 февраля 2008 года по факту сделки «Октавия» – «АИР» СЧ СУ при УВД по Мурманской области возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ («мошенничество»).

И вовсе не металлолом!

Итак, решением суда единственным законным владельцем «Хаттона» признана NSDRM. Ее представитель, мурманчанин Илья Абубекиров, рассказал о дальнейшей судьбе «табуретки» из губы Грязной:

– Сейчас компания завершает сделку по восстановлению платформы. Нет, речь не идет о разделке на металлолом. Хотя первоначально такие планы были. Но это кощунство – резать ее «на иголки»! Покупатель займется реконструкцией «Хаттона». Восстановление обойдется в значительную сумму – десятков миллионов долларов. В итоге это вновь будет добывающая нефтяная платформа. Где будет проводиться реконструкция? Скорее всего, в Китае. Но сейчас рассматривается вариант произвести часть работ здесь, на Мурманской судоверфи, что должно обойтись дешевле, чем за границей. При таком варианте «Хаттон» уйдет из Кольского залива максимум через год. При стопроцентно иностранном – через месяц. Все должно решиться в ближайшие две недели.

Хорошо бы. Вряд ли кто-то будет скучать по «табуретке»...    

 

Петр Болычев

Мурманский вестник