Конституционный суд – депутатам не указ?

В минувшую среду члены городского парламента битый час потратили на обсуждение законопроекта «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге».

Председатель Комитета по законодательству Денис Четырбок внёс его с голоса и попросил коллег рассмотреть в первоочередном порядке. Представляя документ, депутат подчеркнул, что вопрос относительно изменений действующего законопроекта поднимался неоднократно. Даже общественные слушания провели. Последние – 20 декабря 2018 года. Предложения сформулировали для чиновников и направили в Смольный на согласование. В итоге на свет родился представляемый проект правового акта, который, по словам докладчика, демократизирует ситуацию в городе. 
На взгляд Четырбока, есть несколько позитивных изменений. Во-первых, закрепляется минимум гайд-парков – 8 единиц. Больше можно, меньше – нельзя. Правда, в настоящее время их всего 3, но городское правительство должно определиться ещё с 5-ю. Гайд-парки могут располагаться исключительно в парках. 
Во-вторых, увеличивается численность участников – на митинге их может быть аж 500 (было 200), на встрече с депутатами – 200 (было 100). 
В-третьих, организатор несёт ответственность за всё: если участников окажется больше, или кто-то станет вести себя неадекватно, или случайно попортит газоны, и даже за уведомление граждан, если мероприятие, например, по причине отказа уполномоченного органа, не может состояться. За любое нарушение организатору грозит серьёзный штраф. 
Наконец, в-четвёртых, на объектах транспортной инфраструктуры предусматривается полный запрет на проведение шествий и собраний в том случае, если они ремонтируются, и частичный запрет для всех остальных дорог с 7:30 до 9:30 и с 17:30 до 20:00.

Чиновник сказал, депутат взял под козырек

Тем не менее, к столь замечательному законопроекту почему-то возникло достаточно вопросов. В основном из лагеря парламентской оппозиции. 
Алексей Ковалев поинтересовался, почему 8 мест, а не 10, 14, 20 или 25, и отчего не ввели требование об обязательном электронном реестре поданных заявлений, открытом для граждан. Оказывается, так хочет Смольный. Тамошним обитателям, видимо, как китайцам, цифра 8 очень нравится. К тому же закон обязывает городское правительство обеспечить гайд-парки освещением и необходимым для массовых мероприятий оборудованием. И 8 мест обеспечить, понятное дело, проще. 
Что касается электронного реестра, то в век цифровизации у Смольного нет технических возможностей обеспечить данное требование. Ну, не могут многочисленные чиновники вести регистрацию заявлений в электронном виде, только вручную, в бумажном журнале. Между тем, в школах города уже давно ведутся электронные дневники. Может, ответственных лиц из органов исполнительной власти следует отправить в школу – поучиться в качестве обмена опытом?
Борис Вишневский спросил, можно ли в числе этих 8 мест предусмотреть одно в центре? Четырбок ответил прямо: «Где будут располагаться гайд-парки, решает правительство». Правда, утешил: все предложенные места будут обсуждаться с горожанами. 
Александр Егоров напомнил, что на общественных слушаниях в декабре чиновник из Смольного говорил, что 4 гайд-парка действуют, к ним подберут ещё 8 мест. «Так почему в нашем законе минимум установлен на 8, а не на 12?» – задался он вопросом. «Потому что пока неясно, сможет ли правительство найти 8 новых мест», – парировал докладчик. 
Михаил Амосов предложил всё же ввести пункт об электронной регистрации заявлений, который может вступить в силу позже, такой порядок тоже практикуется. «Как вы к этому относитесь? – вопросил он. «К любому повороту событий я отношусь положительно, – заверил Денис Четырбок. – Такой вариант возможен, но нуждается в дополнительном обсуждении».

Центр для культурных мероприятий

Олег Капитанов зашёл с другой стороны: «Если в центре запретить шествия, собрания и митинги, как мы будем проводить первомайское шествие?» (Про Крестный ход не спросил, который ежегодно проходит по Невскому – корр.). 
Выяснилось, что это событие не относится в общественным собраниям, первомайское шествие – это культурное мероприятие, и на него данный законопроект не распространяется. Единственный единоросс Андрей Васильев, осмелившийся вставить голос в дружный хор оппозиции, попросил полностью закрыть центр города для всех массовых мероприятий. Потому что в Европе во время шествий машины жгут и окна бьют, а наш центр охраняется ЮНЕСКО, нельзя допускать, чтобы памятники культуры народ рушил. 
«Мы над этим вопросом думаем, – оптимистично сообщил Денис Четырбок. – Конечно, наш центр должен быть защищён от нанесения непоправимого ущерба».
Полноценных выступлений по поводу принятия законопроекта было немного. Максим Резник назвал документ «обычной предвыборной косметикой», попыткой задобрить петербуржцев. Ковалев подчеркнул тот пункт, где ответственность за всё возлагается на организатора. Если депутат предложит провести встречу с избирателями, а к ним присоединиться неизвестно кто, наказан будет именно народный избранник. Борис Вишневский подчеркнул, что ответственность нужно возлагать на чиновников, а не на организаторов, и напомнил, что свобода собраний позволяет людям выпустить пар, а её ограничение может привести к «срыву крышки с кипящего чайника». 
А Ольга Ходунова, в свою очередь, процитировала Максима Горького: «Права не дают, права – берут». «Конституционное право граждан на свободу собраний – это форма участия в управлении государством», – подчеркнула она. – Конституционный суд в 2014 году рекомендовал завести гайд-парк в каждом районе города для удобства граждан, которые могли бы местные вопросы решать у себя в районе, а не ехать в другой конец Санкт-Петербурга».
Несмотря на негативную оценку, данную документу выступающими парламентариями, законопроект приняли в первом чтении 37 голосами «за» при 3 воздержавшихся и 5 «против».
Комментарий:
Вячеслав Макаров, председатель Законодательного собрания:
«Законопроект направлен на расширение возможностей граждан для реализации своего права на публичное выражение мнения – одного из основополагающих установлений российской Конституции.
Документом предлагается не только увеличить количество «гайд-парков» и предельную численность участников акций, не требующую подачи уведомления, но и обеспечить такие площадки оборудованием, необходимым для поддержания порядка, санитарных норм и безопасности. А вводимый законопроектом принцип «единого окна» призван значительно упростить коммуникацию организаторов массовых акций с органами власти.
Как известно, свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Законопроект также накладывает дополнительные обязанности на инициаторов публичных мероприятий. Каждый из тех, кто решил вывести своих сторонников на улицу мегаполиса, должен в полной мере осознавать колоссальную ответственность за жизнь, здоровье и безопасность не только участников митинга или собрания, но и остальных петербуржцев. В правилах проведения массовых акций должны учитываться интересы всех граждан.
В итоговый текст документа вошли наиболее конструктивные предложения, высказанные на депутатских слушаниях с участием представителей органов государственной власти, политических партий и общественных объединений».

       Лилиана Глазова, «Конкретно.ру», фото https://topdialog.ru