Кто у нас метро построит?

Смольный обещает выдать метростроителям аванс в размере 5,2 млрд рублей, чтобы продолжить работы по запуску трёх линий петербургской подземки – Красносельско-Калининской, Фрунзенско-Приморской и Лахтинско-Правобережной. Уже к 01 июля согласно поручению врио губернатора Александра Беглова должны открыться три новые станции – «Проспект Славы», «Дунайский проспект» и «Южная». Решимость городского правительства справиться с транспортным коллапсом проявилась после того, как несколько дней назад вопросом о строительстве метро озадачились члены петербургского парламента. Корреспондент «Конкретно.ру» внимательно выслушал позицию депутатов…
С 1990 года по 2018 год в Санкт-Петербурге было построено 19 станций подземки: 7 – в кризисные 1990-е, 5 – в благополучные нулевые, ещё 7 – за годы нынешнего десятилетия. Причём вторая очередь Фрунзенского радиуса (станции «Проспект Славы», «Дунайская» и «Южная») могла быть сдана в прошедшем декабре. Но у города не нашлось денег.

Как это случилось и почему из бюджета 2019 года сняли 10 млрд руб., которые изначально были запланированы на подземку, решили разобраться городские парламентарии. Заинтересовались депутаты и тем, что происходит с главной метростроительной компанией. На заседание в Мариинский дворец были приглашены чиновники КРТИ – заказчика работ, и её руководство. Вице-губернатор Эдуард Батанов, который назначен куратором этого блока, на встречу в Законодательное собрание не пришёл.

Заседание вела лидер «Партии Роста» Оксана Дмитриева. Она попросила метростроителей рассказать, в каком состоянии на настоящий момент находится компания, кто владеет акциями и в каком количестве, как самой компании, так и дочерних структур. По информации заместителя генерального директора метростроителей Александра Петрова, 28% обыкновенных акций принадлежит городу, 33,3% – ГУП «Метрополитен СПб», остальные – физическим лицам.

Акции дочерних обществ в основном принадлежат акционерному обществу или распределены между физическими лицами. Меньшая часть акций шести зависимых компаний принадлежит самим компаниям (от 49% до 30%), остальное – также физическим лицам. При этом все вместе эти компании способны строить метро от начала и до конца, так как обладают необходимым оборудованием, производственными мощностями и специалистами.

У города с метростроителями четыре контракта


Генеральным подрядчиком выступает акционерное общество – компания-метростроитель, с которым город заключил 4 контракта, общей стоимостью 124 млрд руб. В их числе: Невско-Василеостровская линия – 31,7 млрд руб., вторая очередь Фрунзенского радиуса – 33,9 млрд руб., Лахтинско-Правобережная линия – 20,7 млрд руб. и Красносельско-Калининская линия – 37,2 млрд руб. 

Контракт по первой, практически, закрыт, Фрунзенский радиус перенесен на 1 июня, хотя, скорее всего, будет открыт к 1 сентября. Срок окончания третьей линии – декабрь текущего года. Наконец, последнюю должны построить в конце 2022 года. Но уже сегодня эти сроки ставятся под сомнение, потому что к работам компания ещё не приступала. По объективным причинам. 

На строительство станции «Театральная» Минкульт РФ дал разрешение только полтора года спустя после того, как должны были начаться работы, потребовав выполнения историко-культурной экспертизы Театральной площади и зданий на ней. А Красносельско-Калининскую не могли начать строить из-за того, что город больше года не мог освободить и передать под строительство земельные участки.

Доверие обходится дорого


В сложившейся ситуации метростроители винят себя же – за то, что поверили на слово вице-губернатору Марату Оганесяну. Почётный гражданин Санкт-Петербурга Вадим Александров, в тот период возглавлявший компанию, пояснил, что чиновник при запуске уже смонтированного для проходки щита в присутствии Георгия Полтавченко своей волей сократил стоимость проекта, который был ранее утверждён Главгосэкспертизой на уровне 42 млрд руб., на 30% – до 28 млрд руб. 

Устно Оганесян обещал вернуть урезанные средства в последующие годы, а пока просил подписать контракт, убедив руководство, что это простая формальность. Вадим Александров, который и раньше шёл навстречу власти и строил метро в долг, был абсолютно уверен, что обещания будут Смольным выполнены. Однако этого не случилось. Марата Оганесяна отправили в отставку, а пришедший ему на смену Игорь Албин заявил, что исправлять ошибки предыдущих руководителей не планирует.

Метростроители завышают цену


Впрочем, председатель КРТИ Сергей Харлашкин придерживается другого мнения. Он считает, что из-за отсутствия конкуренции на рынке подземного строительства метростроители и проектировщики подземки намеренно завышают стоимость работ, пользуясь своим уникальным положением. Косвенно это подтверждается тем, что когда чиновник попытался отдать разработку рабочей документации на вторую очередь Фрунзенского радиуса столичному конкуренту, предложившему более низкую цену, петербургские проектировщики просто отказались выдавать проект, утверждённый Главгосэкспертизой.

Без этого проекта разрабатывать рабочую документацию невозможно, и конкурс пришлось отменять. Сергей Харлашкин уверен, что в России и мире достаточно профессиональных метростроителей, которые могут прийти строить петербургское метро. Например, казанские или московские. 

Возможно, он прав. Но компаниям-пришельцам придётся везти сюда собственное оборудование, разворачивать производство бетонных блоков или заказывать и то, и другое у здешних метростроителей. Вопрос в том, согласятся ли поделиться петербуржцы своими производственными мощностями. Проектировщики не выдали проект. А если и прокладчики тоннелей пойдут тем же путём?

Москва зовет…


В марте руководство петербургских метростроителей едут в Москву, где компания выиграла контракт на 7,5 млрд руб. И везёт туда свой щит. Налоговые органы сняли арест со счетов компании, из-за чего не могла выплачиваться зарплата рабочим. В казначействе лежат 8 млрд руб., которые город выделил метростроевцам на завершение строительства Фрунзенского радиуса. Но получить их было нереально: во-первых, из-за закрытых в ноябре счетов компании, во-вторых, по причине нежелания банков выдать гарантийное письмо. 

Город готов пойти навстречу компании и договориться с одним из банков на выдачу гарантии. Но при условии, что в залог перейдут оставшиеся 38,7% акций, которыми владеют физические лица. Такой вариант совладельцев компании не устраивает – расставаться с акциями ради спасения предприятия они не готовы. Им проще поискать работу в других частях страны или мира.

Мнения депутатов разошлись. По мнению Михаила Амосова, заказчик виноват в случившемся, так как нельзя на 30 процентов урезать контракт после того, как работы начаты и оборудование смонтировано. Надо было договариваться на берегу, считает он. Оксана Дмитриева, подводя черту обсуждению, сказала, что необходимо разобраться в ситуации с экспертами и попросила прислать пакет документов по хозяйственной деятельности компании, пообещав вынести вердикт после их изучения. 

Сергей Харлашкин по окончании заседания заявил, что город ведет себя честно по отношению к компании, тогда как метростроители не выполняют взятых на себя обязательств. Сможет ли Смольный найти компромисс в подземном царстве, станет понятно в начале марта. Если метростроители всё-таки получат обещанный аванс.

Лилиана Глазова, «Конкретно.ру», фото из архива ИД «Оперативное прикрытие»