Кто у нас метро построит?

Смольный обещает выдать метростроителям аванс в размере 5,2 млрд рублей, чтобы продолжить работы по запуску трёх линий петербургской подземки – Красносельско-Калининской, Фрунзенско-Приморской и Лахтинско-Правобережной. Уже к 01 июля согласно поручению врио губернатора Александра Беглова должны открыться три новые станции – «Проспект Славы», «Дунайский проспект» и «Южная». Решимость городского правительства справиться с транспортным коллапсом проявилась после того, как несколько дней назад вопросом о строительстве метро озадачились члены петербургского парламента. Корреспондент «Конкретно.ру» внимательно выслушал позицию депутатов…

С 1990 года по 2018 год в Санкт-Петербурге было построено 19 станций подземки: 7 – в кризисные 1990-е, 5 – в благополучные нулевые, ещё 7 – за годы нынешнего десятилетия. Причём вторая очередь Фрунзенского радиуса (станции «Проспект Славы», «Дунайская» и «Южная») могла быть сдана в прошедшем декабре. Но у города не нашлось денег.

Как это случилось и почему из бюджета 2019 года сняли 10 млрд руб., которые изначально были запланированы на подземку, решили разобраться городские парламентарии. Заинтересовались депутаты и тем, что происходит с главной метростроительной компанией ОАО «Метрострой». На заседание в Мариинский дворец были приглашены чиновники КРТИ – заказчика работ, и руководство «Метростроя». Вице-губернатор Эдуард Батанов, который назначен куратором этого блока, на встречу в Законодательное собрание не пришёл.

Заседание вела лидер «Партии Роста» Оксана Дмитриева. Она попросила метростроителей рассказать, в каком состоянии на настоящий момент находится компания, кто владеет акциями и в каком количестве, как самой компании, так и дочерних структур. По информации заместителя генерального директора ОАО «Метрострой» Александра Петрова, 28% обыкновенных акций принадлежит городу, 33,3% – ГУП «Метрополитен СПб», остальные – физическим лицам, акционерам «Метростроя». 

Акции дочерних обществ распределились следующим образом: Управление механизации на 100% принадлежит «Метрострою», Тоннельный отряд-3 – на 80%, СМУ-9 – 74%, СМУ-13 – 70%, СМУ-11 – 49%, все остальные акции распределены между физическими лицами. Меньшая часть акций шести зависимых компаний принадлежит самим компаниям (от 49% до 30%), остальное – физическим лицам. При этом все вместе эти компании способны строить метро от начала и до конца, так как обладают необходимым оборудованием, производственными мощностями и специалистами.

У города с «Метростроем» четыре контракта


Генеральным подрядчиком выступает ОАО «Метрострой», с которым город заключил 4 контракта, общей стоимостью 124 млрд руб. В их числе: Невско-Василеостровская линия – 31,7 млрд руб., вторая очередь Фрунзенского радиуса – 33,9 млрд руб., Лахтинско-Правобережная линия – 20,7 млрд руб. и Красносельско-Калининская линия – 37,2 млрд руб. 

Контракт по первой, практически, закрыт, Фрунзенский радиус перенесен на 1 июня, хотя, скорее всего, будет открыт к 1 сентября. Срок окончания третьей линии – декабрь текущего года. Наконец, последнюю должны построить в конце 2022 года. Но уже сегодня эти сроки ставятся под сомнение, потому что к работам компания ещё не приступала. По объективным причинам. 

На строительство станции «Театральная» Минкульт РФ дал разрешение только полтора года спустя после того, как должны были начаться работы, потребовав выполнения историко-культурной экспертизы Театральной площади и зданий на ней. А Красносельско-Калининскую не могли начать строить из-за того, что город больше года не мог освободить и передать под строительство земельные участки.

Доверие обходится дорого


В сложившейся ситуации «Метрострой» винит себя же – за то, что поверил на слово вице-губернатору Марату Оганесяну. Почётный гражданин Санкт-Петербурга Вадим Александров, в тот период возглавлявший компанию, пояснил, что чиновник при запуске уже смонтированного для проходки щита в присутствии Георгия Полтавченко своей волей сократил стоимость проекта, который был ранее утверждён Главгосэкспертизой на уровне 42 млрд руб., на 30% – до 28 млрд руб. 

Устно Оганесян обещал вернуть урезанные средства в последующие годы, а пока просил подписать контракт, убедив руководство, что это простая формальность. Вадим Александров, который и раньше шёл навстречу власти и строил метро в долг, был абсолютно уверен, что обещания будут Смольным выполнены. Однако этого не случилось. Марата Оганесяна отправили в отставку, а пришедший ему на смену Игорь Албин заявил, что исправлять ошибки предыдущих руководителей не планирует.

«Метрострой» завышает цену


Впрочем, председатель КРТИ Сергей Харлашкин придерживается другого мнения. Он считает, что из-за отсутствия конкуренции на рынке подземного строительства «Метрострой» и «Ленметрогипротранс» (проектировщик метро) намеренно завышают стоимость работ, пользуясь своим уникальным положением. Косвенно это подтверждается тем, что когда чиновник попытался отдать разработку рабочей документации на вторую очередь Фрунзенского радиуса компании «Мосметрогипротранс», предложившей более низкую цену, «Ленметрогипротранс» просто отказался выдавать проект, утверждённый Главгосэкспертизой.

Без этого проекта разрабатывать рабочую документацию невозможно, и конкурс пришлось отменять. Что касается «Метростроя», Сергей Харлашкин уверен, что в России и мире достаточно профессиональных метростроителей, которые могут прийти строить петербургское метро. Например, казанские или московские метростроители. 

Возможно, он прав. Но компаниям-пришельцам придётся везти сюда собственное оборудование, разворачивать производство бетонных блоков или заказывать и то, и другое у «Метростроя». Вопрос в том, согласятся ли поделиться петербуржцы своими производственными мощностями. «Ленметрогипротранс» не выдал проект. А если и Метрострой пойдет тем же путём?

Москва зовет…


В марте «Метрострой» едет в Москву, где выиграл контракт на 7,5 млрд руб. И везёт туда свой щит. Налоговые органы сняли арест со счетов компании, из-за чего не могла выплачиваться зарплата рабочим. В казначействе лежат 8 млрд руб., которые город выделил метростроевцам на завершение строительства Фрунзенского радиуса. Но получить их было нереально: во-первых, из-за закрытых в ноябре счетов компании, во-вторых, по причине нежелания банков выдать гарантийное письмо. 

Город готов пойти навстречу компании и договориться с одним из банков на выдачу гарантии. Но при условии, что в залог перейдут оставшиеся 38,7% акций «Метростроя», которыми владеют физические лица. Такой вариант совладельцев компании не устраивает – расставаться с акциями ради спасения компании они не готовы. Поэтому «Метрострою» проще поискать работу в других частях страны или мира.

Мнения депутатов разошлись. По мнению Михаила Амосова, заказчик виноват в случившемся с «Метростроем», так как нельзя на 30 процентов урезать контракт после того, как работы начаты и оборудование смонтировано. Надо было договариваться на берегу, считает он. Оксана Дмитриева, подводя черту обсуждению, сказала, что необходимо разобраться в ситуации с экспертами и попросила прислать пакет документов по хозяйственной деятельности компании, пообещав вынести вердикт после их изучения. 

Сергей Харлашкин по окончании заседания заявил, что город ведет себя честно по отношению к компании, тогда как «Метрострой» не выполняет взятых на себя обязательств. Сможет ли Смольный найти компромисс в подземном царстве, станет понятно в начале марта. Если метростроители всё-таки получат обещанный аванс.

Лилиана Глазова, «Конкретно.ру», фото из архива ИД «Оперативное прикрытие»
  • 1 893
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен