В городе на Неве грядёт революция

На этот раз – транспортная. Проект постановления Смольного «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Санкт-Петербурге» уже дошёл до городского парламента. Как стало известно «Конкретно.ру», революционный документ представили депутатам председатель Комитета по транспорту Александр Головин и исполняющий обязанности директора государственного казенного учреждения «Организатор перевозок» Владимир Шведченко.

Суть чиновного проекта сводится к отказу от маршруток, которые останавливаются везде, где не запрещают Правила дорожного движения, подвергая тем самым опасности жизни горожан. Кроме того, их водители виновны в том, что посадка/высадка пассажиров общественного транспорта проходит дольше, чем могло бы быть, если бы маршруток не было. Это утверждение даже подкрепили специальным видео, где большие социальные автобусы задерживаются на остановках всего на 36 секунд, когда им не мешают коммерческие конкуренты. Последние, кроме того, в два раза чаще становятся участниками ДТП.

Они уходят вдаль…

Реальная же причина в другом. По словам Александра Головина, владельцы коммерческого транспорта дублируют маршруты социального и забирают себе большую часть пассажиров. Они зарабатывают за счёт того, что останавливаются, где удобно пассажиру, проезжают мимо официальных остановок, если того не требуют пассажиры, и вообще ездят быстрее социального транспорта. Из-за этого социальный транспорт выполняет меньше работы и, соответственно, меньше зарабатывает. 

Вот город и решил уравнять всех: со следующего года все 16 городских перевозчиков (если получат контракты) будут работать по единым правилам: останавливаться только на остановках, а также перевозить всех пассажиров, в том числе, обладателей льготных проездных, исключительно в автобусах большой и средней вместимости, удобных для инвалидов, которые ещё предстоит приобрести. Контракт планируется заключать на 5 лет.

По мнению Владимира Шведченко, такой подход принесёт горожанам немало благ. Пользоваться транспортом станет безопаснее, он будет ходить по расписанию, а вместимые автобусы, троллейбусы и трамваи смогут за раз перевозить больше людей. 

Шведченко сообщил, что сегодня в Санкт-Петербурге действует 481 социальный маршрут и 272 коммерческих, которые соответственно обладают 3342 и 4000 транспортными средствами и вместе совершают 55000 рейсов в день. После проведения реформы в городе останется 362 маршрута и 4161 транспортное средство. Этих мощностей хватит, чтобы легко переместить всех пассажиров в нужном им направлении. Расходы на одного пассажира вырастут на 15%, зато и доходы перевозчиков подрастут на 20%, а значит объём бюджетных трат должен снизиться. 

Однако в концепцию заложен рост субсидий на перевозки на 12 млрд рублей к нынешним почти 40 миллиардам. При этом, перевозки станут гораздо эффективнее, уверен Александр Головин.

Пилотный проект показал эффективность

Все расчёты произведены по итогам эксперимента, который был проведён на проспекте Просвещения в 2017 году. 

В пилотном проекте участвовали «Горэлектротранс» и коммерческий перевозчик «Третий парк». Руководитель организации Кирилл Дьяковский поделился мнением об эксперименте. «Нам предложили убрать весь коммерческий транспорт и оставить только социальный автобусный 121 маршрут, – рассказал он депутатам Законодательного собрания. – Разработчики запланировали загрузку трамвая, однако пассажиры выбрали автобус. В результате за 2 месяца количество автобусов на трассе пришлось увеличить почти в три раза – с 6 до 16.
И должен отметить, маршрут оказался практически самоокупаемым. Единственная проблема была связана с областными коммерческими перевозками, которые не участвовали в пилотном проекте и забирали часть пассажиров». 

Как считает Дьяковский, прежде чем запускать проект в полную силу, следует договориться с правительством Ленинградской области о единых правилах перевозок на территории города. «Кроме того, – заметил он, – контрактная система предполагает включение обязательного перечня транспортных средств. А это значит, что дополнительных автобусов при необходимости нам взять будет негде, они все будут расписаны по маршрутам. И что будет если ситуация с проспектом Просвещения повторится?»

Сами депутаты, выслушав чиновников и представителей транспортной отрасли, назвали готовящиеся изменения наземных пассажирских перевозок «транспортной революцией со стрессом для всех участников процесса» и предложили отложить вынесения документа на обсуждение правительства Санкт-Петербурга до 1 апреля. За это время в городском парламенте планируют поправить разработку чиновников, чтобы реформа не привела к коллапсу пассажирских перевозок. Также депутаты считают необходимым наряду с отменой коммерческих перевозок в целом улучшить транспортную инфраструктуру, в частности оснастить все поворотные кольца автобусов кафе и туалетами, чтобы у водителей была возможность нормально отдохнуть.

Лилиана Глазова, «Конкретно.ру», фото автора и из соцсетей
  • 947
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен